Гольдштейн Михаил Исаакович

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Єврейська громада; Історичні нариси
 Версія для друку   На головну

Очерки истории евреев Полтавщины. Часть первая (1804 - февраль 1917 гг.)

Часть вторая (февраль 1917 - 1920 гг.)

Февральская революция 1917 г. открыла новую страницу в истории евреев. 20 марта 1917 года Временное правительство приняло постановление об отмене религиозных и национальных ограничений. Антиеврейские законы Российской империи перестали существовать, евреи получили равные гражданские и национальные права с остальным населением России. Еврейские партии вышли из подполья, началась их бурная политическая, общественная и культурная деятельность.

На митингах евреи впервые высказали свои взгляды. 28 марта (10 апреля) 1917 года в Полтаве состоялся еврейский митинг, на котором была принята резолюция: "... приветствовать Временное правительство и требовать для еврейского народа права на полное национальное самоуправление, формы которого должны быть установлены Всероссийским Учредительным собранием, созванным на правах всеобщего прямого тайного и равного избирательного права. До созыва съезда требовать государственного субсидирования еврейских национальных учреждений". [55]

---------------

[55] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.24. - Л. 52.

31 марта (13 апреля) в Полтаве проходил митинг еврейских социалистических партий, на котором присутствовало 600 человек. Выступающие выражали пожелания о необходимости создания еврейской социал-демократической партии.

1 апреля (14 апреля) в Полтаве состоялся еврейский митинг по вопросу реорганизации местной еврейской общины. Ораторы говорили о том, что в связи с гражданским и политическим освобождением женщин необходимо создать союз женщин без различия партий, классов и национальностей. [56]

---------------

[56] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.24. - Л. 5 0.

16 апреля (29 апреля) в Полтаве открылось отделение "Общества распространения просвещения между евреями". Уполномоченный ЦК Н. Н. Фиалков сформулировал задачи общества: "Еврейская община еще аморфна, только намечаются контуры новой еврейской общины. Пока она окончательно не сформируется, общество просвещения должно работать в том же направлении, в котором работало свыше полувека". Я. И. Казаков конкретизировал: перевести все еврейские школы в финансовом и программном отношении в ведение отделения, создать внешкольные учреждения, организовать лекционный отдел, курсы по еврейской истории, литературе, истории общественного движения в России. На открытии "Общества распространения просвещения" был избран комитет из 12 человек и утверждена смета на 1917 г. в сумме 31560 руб. [57]

---------------

[57] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.34. - Л. 1.

4 марта (18 марта) 1917 года в Украине появилась новая политическая сила - Центральная Рада, которая стала центром единения национальных сил украинского народа.

Одной из самых популярных задач почти всех еврейских национальных партий в России было создание ячеек национальной автономии.

21-22 мая в Полтаве проходил Всеукраинский национальный съезд.

В его резолюции указано, что "широкая национально-территориальная автономия Украины обеспечит потребности нашего народа и всех национальностей Украины. Обеспечение прав нацменьшинств - один из принципов Украинской автономии". [58]

---------------

[58] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.36. - Л.9.

Еврейская общественность приветствовала резолюцию II съезда Советов рабочих и солдатских депутатов Полтавской губернии. Вот её основное содержание:

1. В интересах трудового населения России необходимо обеспечить свободу национального развития всех народов России.

2. Такое обеспечение подорвет борьбу между нациями.

3. Необходимо бороться со всеми проявлениями шовинизма и его последствиями.

4. Предоставить национально-культурную автономию всем народам.

2 июля (17июля) 1917 года проводились первые демократические выборы в Полтавскую городскую Думу. Газета "Полтавский день" от 4 (17) июля пишет: "Утро воскресенья 2-го июля не было похоже на остальные утра: оно было торжественно и строго". Агитаторы самой левой партии, выступавшие за сохранение чистоты социалистических принципов, срывали плакаты, уничтожали литературу другой партии, не разделявшей их взгляды. Агитаторов одной социалистической партии прогнали за то, что у них были еврейские плакаты. Около 2-го избирательного участка (реальное училище) представительница партии "народной свободы" г. Алимова поставила столик с агитационной литературой. Толпа опрокинула столик и сожгла литературу, участвовавшие в толпе солдаты выкрикивали: "бей жидов". [59]

---------------

[59] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.34а. - Л. 5.

Выборы проводились по партийным спискам. Из 70 избранных гласных - евреев 18. От еврейских партий были избраны: еврейское демократическое объединение - 2 гласных, от Бунда - 2, от других нееврейских партий - 14 евреев.

Еврейские политические партии летом 1917 года поддерживали идею украинской национальной автономии. Например, один из руководителей Объединенной Еврейской Социалистической Рабочей Партии (ОЕСРП) Брауде, выступая в июне 1917 года в Полтавской городской Думе, говорил: "Я являюсь сторонником широкой автономии Украины. Еврейской демократии всегда были близки чаяния широких слоев украинского народа. Нас, евреев и украинцев, угнетал старый режим, и скажу откровенно: большим моральным гонениям и терзаниям подвергалась украинская нация. Нас, евреев, хоть признавали за нацию, а за украинцами и этого не признавали". В то же время Брауде считал, что нужно ждать Учредительного собрания, которое даст Украине автономию. Украинцы требуют демократии сейчас, потому что не верят русской демократии. Я. И. Казаков на этом же заседании Думы сказал, что Временное правительство должно огласить в печати свое мнение об Украине. Украинцы же могут вести украинизацию постепенно, чтобы ко времени созыва Учредительного собрания создать Украину, вполне подготовленную к автономии. [60]

---------------

[60] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.34а. - Л. 73,75.

В августе 1917 года еврейские партии представляли в Центральной Раде: Бунд - 13 мест. Еврейская Социал-Демократическая Рабочая Партия Украины (ЕСДРПУ) - 9, еврейское демократическое объединение - 2, объединенные социалисты - 13 и др. Нет сведений о членах Центральной Рады от полтавских представителей еврейских партий. Но известно, что Полтавский комитет ОЕСРП принял заявление о непризнании ни одной власти в Украине, кроме Центральной Рады и ее Генерального секретариата.

Этим же летом проводились выборы в городские Думы по Полтавской губернии:

- 8 июля в Константинограде по списку № 3 от объединенного еврейства - 5 мест;

- 15 июля в Зенькове - по списку № 14 от еврейской общины - 2 места; по списку № 10 от евреев - 2 места;

- 23 июля в Лохвице - по списку № 1 от еврейского общества - 2 места;

- 30 июля в Переяславе - от евреев - 3 места;

- 6 августа в Кременчуге - по списку № 1 от блока российских социал-демократов, Бунда, Польской объединенной партии - 26 мест; по списку № 2 от евреев-беженцев - 3 места; по списку № 3 от эсеров, еврейской объединенной социал-демократической партии - 24 места; по списку № 5 от еврейского национально-демократического союза - 7 мест; по списку № 13 от союза "Акадус" - 7 мест. [61]

---------------

[61] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.36. - Л. 6.

Полтавские сионистские организации после 1917 г. усилили своё влияние на еврейское население. С лекциями выступал один из руководителей - А. М. Гольдштейн.

Он считал, что в сионистском движении отражены чувства всего еврейского народа. В ГАПО хранится обращение комитета сионистской организации, в котором евреев призывают внести свой шекель в сумме 2 руб., дающий право участвовать в выборах на 12 Всемирный конгресс сионистов. "Мы получили право на воссоздание нашего национального центра в Палестине. В начале праздника Шавуот будет обход всех еврейских квартир с целью сбора денег". [62]

---------------

[62] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.23. - Л. 15.

На губернском сионистском съезде 24 августа (6 сентября) 1917 года была предпринята попытка выработать единую программу сионистских организаций. На съезд прибыло 42 делегата от 10000 шекеледателей. Они представляли партии: "Поалей-Цион", "Цейле-Цион"; общество "Торбус", кружок "Газомир" еврейского женского профтехучилища, сионистов-учителей и солдат. В своём докладе о роли еврейской общины в защите интересов евреев делегат Непомнящий говорил о необходимости создания еврейской школы, поддержки национальных библиотек и театра, но не того, который знал лишь "хинке - шинке", а нового театра, отражающего подлинный национальный дух еврейства. [63] Председатель "Цейле-Цион" Френкель выступил против блока с ортодоксами, т.к. "они не за интересы народа, а за интересы кошелька".

---------------

[63] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.34а. - Л. 198.

Председательствующий Рубинов предложил направить приветственные телеграммы Временному правительству, Центральной Раде и Совету рабочих и солдатских депутатов. В условиях двоевластия, а в Украине наличия ещё и Центральной Рады, это решение сионистского съезда свидетельствовало о сложной ситуации, в которой разобраться, какая власть подлинно демократичная, было сложно.

Делегат Соловейчик сказал, что язык улицы - жаргон, а языком школы должен быть древнееврейский. Выступающий Кулинский подчеркнул, что сионисты за отделение школы от государства: "Нужно привести в гармонию религиозные и светские предметы, т.к. религия - национальное дело еврейского народа". [64] Делегат Фридман сделал доклад об участии в выборах в Учредительное собрание. Лозунг на выборах: "Еврейскими представителями являются лишь те депутаты, которые избраны евреями и признают приоритет еврейских национальных интересов". Поэтому все евреи голосуют за один еврейский список. Нужно создать общееврейский национальный блок на базе программы Временного правительства, а платформу по национальному вопросу должен выработать Всероссийский еврейский съезд. Для координации действий нужно образовать общееврейские избирательные комитеты. Делегат Кац подчеркнул, что народ должен ясно представлять и поддерживать свою программу. Делегат Нус говорил о трудностях перехода на украинский язык. Делегат Виленский сделал доклад о задачах общееврейского съезда, т.н. еврейского Учредительного собрания. На этом съезде нужно будет добиваться национально-персональной автономии. Необходим референдум, который должен показать мнение евреев о переселении в Палестину. Постановили создать в Полтаве выборный сионистский комитет из 3 человек, а в каждом уезде автономный выборный комитет. [65]

---------------

[64] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.34а. - Л. 200.

[65] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.35. - Л. 1-4.

Губернский сионистский съезд поддержал национально-освободительную борьбу украинского народа. Докладчик по украинскому вопросу Рубинов заявил, что сионистское движение базируется на правах всех народов на свободную национальную жизнь. Евреи, живущие на одной земле с украинцами, должны говорить на их языке. Съезд приветствовал представитель украинской интеллигенции Андриевский. Он сказал, что надеется на совместную работу украинской и еврейской интеллигенции в стремлении к свободной Украине. Участники съезда приветствовали это заявление. Они провозгласили: "Хай живе вільна Україн" - и устроили овацию. [66]

---------------

[66] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.35. - Л. 11.

По украинскому вопросу съезд принял резолюцию:

"Признавая Центральную Раду высшим краевым органом власти, мы требуем включить в Раду и Генеральный секретариат представителей национальных меньшинств пропорционально их численности. Эти представители должны избираться на съезде всех евреев Украины, а не от партий". [67]

---------------

[67] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.35. - Л. 11-12.

Съезд выразил пожелание создать в Киеве краевой сионистский комитет, который должен работать в тесном контакте и находиться в подчинении Петроградского сионистского комитета. [68]

---------------

[68] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.35. - Л. 12.

Еврейские партии осудили большевистский переворот 25 октября (8 ноября) 1917 года. 33 октября Полтавская городская Дума выразила свой протест единогласно. За резолюцию голосовали представители всех партий, даже большевики. Винц - представитель Бунда - заявил, что выступление большевиков совершенно несвоевременный акт в тот момент, когда по стране прокатилась волна анархии и погромов. Он сказал: "Задача городского самоуправления крикнуть: "Остановитесь, не губите русскую революцию". Сионист Гуревич от имени своей партии выразил отрицательное отношение к выступлению большевиков. [69]

---------------

[69] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.36. - Л. 26.

7 (20) ноября 1917 года Центральная Рада утвердила III Универсал об образовании УНР. Массовый общегородской митинг в связи с провозглашением УНР в Полтаве состоялся 19 ноября. Его участники горячо приветствовали провозглашение УНР, Центральную Раду и её Генеральный секретариат. После митинга по улицам города прошла многотысячная демонстрация с национальными сине-желтыми флагами и портретами Т.Г. Шевченко. Еврейские партии приветствовали III Универсал Центральной Рады. 22 ноября 1917 года в Кременчугской городской Думе после оглашения Универсала на украинском языке И. И. Исгур оглашает его на древнееврейском языке. Я. И. Табориский от имени сионистов и еврейской национальной демократии приветствует образование демократической народной республики и в особенности ту часть Универсала, где Центральная Рада обеспечила права нацменьшинств. Е. И. Гуревич от имени Бунда выразил надежду, что этот акт будет способствовать сохранению единства российского государства, а право её народов на автономию будет обеспечено. Но последнее слово, заявил оратор, за Учредительным собранием.

В Полтавской городской Думе при обсуждении III Универсала 11 ноября 1917 года проявились разногласия. Представители еврейских партий поддержали создание Украинского государства, но считали, что окончательную форму государственной власти в России может определить лишь Учредительное собрание. Винц, депутат от Бунда, сказал: "Поддерживаем Универсал, но лучше его провозгласите на Учредительном собрании". Средников, депутат от партии "Паолей - Цион", заявил: "Приветствуем Универсал". Гуревич от имени сионистов предлагает присоединиться к резолюции поддержки. Эдельман считает необходимым сохранение единства России, предлагает голосовать за Универсал. [70]

---------------

[70] ГАПО. ФП 7. - Оп. 1. - Д.35. - Л. 207.

12 ноября 1917 года состоялись выборы в Учредительное собрание. Они проводились по партийным спискам, в них можно было участвовать с 12 лет. В Полтаве кандидатов выдвигали 17 партий, в том числе 6 еврейских:

№ 1 - Еврейская народная партия,

№ 4 - "Паолей-Цион",

№ 6 - Еврейский национальный избирательный комитет,

№ 7 - Объединенная еврейская социалистическая партия,

№ 9 - Еврейский список,

№ 10 - Объединенный список Российской социал-демократической партии, Бунд, Польское единство.

Еврейские кандидаты были известными людьми. Например, от партии "Еврейская национальная партия" - Грузенберг Оскар Осипович - сенатор (Санкт-Петербург), Крейнин Меер Менахимович - кандидат юридических наук, председатель комитета по созыву Всероссийского еврейского съезда.

От еврейского национального избирательного комитета - Трайнин Мовша Арон Нохумович - доцент, редактор газеты "Новый путь"; Ладник Яков Вульфович - литератор; Лозинский Самуил Гершкович - приват-доцент (С. Петербург) и др. В списках нееврейских партий были и евреи. От "Народной свободы" известный адвокат Сиозберг. В своей предвыборной программе он указывал, что свобода еврейского народа связана со свободой русского народа, провозглашал взгляды, близкие к бундовским (о еврейской культурной автономии). Большевики выставили 20 кандидатов. В их числе: Л. Д. Троцкий, М. А. Лурье, Я. Н. Дробнис, В. С. Люксембург, С. Н. Мазлах, А. М. Богуславский, Г. И. Петровский и др. По Полтаве было избрано 16 делегатов. От еврейских партий никто не набрал необходимый процент голосов. А из евреев от других партий был избран первый в списке большевиков - Л. Д. Троцкий. В ГАПО хранится его заявление о согласии баллотироваться в Учредительное собрание по Полтавскому избирательному округу, его адрес: С. Петербург, ул. Таврическая, 37, кв. 17. [71] На выборах в Учредительное собрание большинство еврейских партий выставили объединенный "национальный список"; его депутаты обязывались сплотиться в самостоятельную фракцию, которая будет руководствоваться постановлениями Всероссийского еврейского конгресса. Большевики, захватившие власть, изменили только что создавшееся положение: еврейская конференция не состоялась, а в январе 1918 года они разогнали Учредительное собрание.

---------------

[71] ГАПО. - ФП.15. - Оп.1. - Д.488. - Л.210.

В Кременчуге 48% населения составляли евреи: из 63 тысяч - 29890 (по данным 1897 г.). С этим нельзя было не считаться. Вот один из эпизодов жизни Кременчугской еврейской общины. 22 ноября 1917 года группа гласных выступила в Кременчугской городской Думе с заявлением за подписями евреев и русских, правых и социалистов, разных думских фракций с требованием вернуть евреям реквизированные синагоги. В них в это время размещались солдаты. Разгорелись дебаты. Член Кременчугской управы Л. В. Шахновский объяснил, что синагога Юровского отдана под казармы по приказу военных властей из Киева. Мнения еврейских гласных разошлись: одни посчитали, что вопрос провокационный; другие - что сейчас более актуальным является вопрос о хлебе - городу угрожает голод; третьи настаивали на немедленном возвращении синагоги. Гласный А. Б. Амитин сказал, что отдать под казармы синагоги не позволяли себе даже царские власти. Ведь не отдали под казарму православный, католический, магометанский храм. Это потому, заявил он, что евреи по-прежнему считаются людьми второго сорта. Дума постановила: не реквизировать впредь храмы и молитвенные дома. [72] На этом же заседании Кременчугская городская Дума приняла решение о содержании еврейской общины за счет города в сумме 14500 руб. до того времени, пока сформированная на демократических основах еврейская община не сможет или взять на себя её содержание, или превратиться в общегосударственное учреждение. [73] Кременчугская городская Дума выделила 6000 руб. еврейскому ремесленному училищу "в виду полного истощения источников его существования". Училище было эвакуировано в 1915 г. из прифронтовой зоны. [74] Удовлетворена просьба попечительского совета еврейского 4-классного ремесленного училища о помощи в сумме 7500 руб. [75]

---------------

[72] ГАПО. - ФП.7. - Оп. 1. - Д.37. - Л. 58, 63, 75.

[73] ГАПО. - ФП.7. - Оп. 1. - Л. 31.

[74] ГАПО. - ФП.7. - Оп. 1. - Л. 64.

[75] ГАПО. - ФП.7. - Оп. 1. - Л. 65.

О еврейской жизни в Полтаве конца 1917 года можно узнать из газетных публикаций. Так, например:

газета "Полтавский день", № 28 от 28.10.1917 информирует: "В воскресенье 24 октября, в 6 часов вечера состоится собрание беспартийных евреев в помещении ссудо-сберегательного товарищества";

"Идише фолкспарт" (Еврейская народная партия), помещается по ул. Петровская против Европейской гостиницы";

"Еврейский драматический кружок в связи с текущими событиями вынужден отменить назначенный на вчера спектакль";

"23 октября из магазина Зальцера по Петровской улице совершена кража мануфактурных товаров на сумму 16476 р. Воры не обнаружены".

В газете публикуется отчет о кружечном сборе - перечисляются активные сборщики. Газета помещает информацию:

об услугах врачей:

Коломеер А. М. - зубной врач; 

Амчиславская Р. С. - женская лечебница;

Гуревич Б. О. - женская хирургическая лечебница;

Айзикович М. И. - зубная лечебница;

Розенбаум Б. - внутренние болезни;

Липманович - болезни мочевых путей;

Герман - хирургические болезни и др.

об услугах парикмахеров:

Каплан М. - модные дамские прически.

В Полтаве работало товарищество еврейских артистов под управлением Гузика. Газета "Полтавский день" сообщает, что 1 августа 1917 года будет представлена комическая опера "Шоломеле кухем". В Полтаве был еврейский драматический кружок. 22.08.17 г. печатается хроника культурной жизни города, перечисляются театры: Украинский драматический. Русская драма, балетная студия. Еврейский театр. От 16.08.17 г. сообщается о том, что Русская драма поставила спектакль "Жидовка", в котором особо отмечается игра Бродского. 7 марта 1918 года в зале губсовнархоза состоялся 2-ой концерт И. Штейнбаха (профессор) при участии артистки украинской оперы В.Т.Стаространцевой, у рояля - Иосиф Заславский. 25 декабря еврейской труппой была поставлена пьеса А.Урванцева "Вера Марцева". Главную роль блестяще исполнила Заславская, Марцева играл Заславский. В его лице еврейская сцена имеет крупную художественную силу.

Не обходилось и без курьезов. Например, в полтавской газете "Известия" 11 мая 1919 года в рубрике "Местная жизнь" помещена статья "Новый вид спекуляции": "Вопреки приказу исполкома, чтобы в советском еврейском театре дешевые билеты продавались исключительно рабочим, в четверг 8 мая при первом выступлении известной артистки Каминской группе рабочих было отказано в дешевых билетах за неимением таковых. В то же время служащий театра (продающий программки) продал одному лицу два дешевых билета за сорок рублей. Вот куда деваются дешевые билеты, предназначенные для рабочих. Следовало бы обратить внимание на эту спекуляцию, процветающую в учреждении, носящим название советского и содержимым на советские деньги".

Не все полтавские евреи сохранили веру отцов либо стояли на позициях отстаивания национальных интересов. Многие из них стали интернационалистами, видели будущее еврейского народа с позиций классовой борьбы, диктатуры пролетариата. Они состояли в РСДРП или сочувствовали ей. Небольшая по численности парторганизация большевиков (около 300 человек) в июне 1917 г. на выборах в городскую Думу провела евреев Л. И. Вограмскую, С. М. Мазлаха, Я. Н. Дробниса. В ГАПО имеются удостоверения Совета рабочих и солдатских депутатов от 25 марта 1917 года: студенту Коломееру поручается вести расследование от следственной комиссии. В апреле 1917 года члены Совета Баскин У. С. и Носенко О. Г. командированы на станцию Южной железной дороги для приведения в порядок переселения. 20 апреля 1917 года члены исполкома командируются на проволочный завод Карася для расследования неправильного представления отсрочки военнообязанным. 14 июля 1917 года Баскин командирован в Киев на съезд профсоюзов. 22 августа 1917 года член исполкома Совета Я. Дробнис делегируется на совещание по вопросу о положении торгово-промышленных служащих Полтавской губернии. Удостоверение Л. Фридмана о том, что он делегат губернского съезда Советов от Кременчуга. 4 октября 1917 года Полтавский комитет большевиков делегирует Б. Лившица на губернский съезд Советов. 7 сентября 1917 года член исполкома Полтавского губернского совета А. М. Иоффе делегируется на демократическое совещание в Петроград и др.

28 октября (10 ноября) в Полтаве была установлена советская власть. В ее руководящих органах было немало евреев. Комиссаром по народному образованию в Полтаве назначена еврейка Антонина Робсман. Ваграмская А. И. (Робсман) с октября 1917 г. - секретарь Полтавского губкома РСДРП.

Комиссаром в отделение юстиции был назначен еврей Мазлах (член городской управы). Мазлах С. М. в книге "До Хвилі" писал: "Украина может быть только самостоятельной". Он поддерживал мирное развитие революции. В январе 1918 г. выступил против Муравьёва, командовавшего советскими войсками, вступившими в Полтаву. Мазлах занимал руководящие должности в Киеве и Москве. В 1937 обвинен в украинском национализме и расстрелян.

Комиссаром юстиции назначен еврей Кантор.

Дробнис Я. Н. - председатель Полтавского губисполкома с 1919 по 1923 год. На заседаниях губисполкома последовательно выступал против антисемитизма. Расстрелян в 1937 году как участник "рабочей оппозиции" в 20-е годы.

Об активном участии в революции евреев Кременчуга свидетельствует статистика.

Численность Кременчугской парторганизации на 1 июля 1919 года [76]

  Русские Украинцы Евреи Поляки Прочие Всего
 Рабочие 54 11 97 3 3 168
 Землепашцы 5 4 - - - 9
 Интеллигенция 19 6 38 1 2 66
 Прочие 4 - 12 - - 16
 Всего 82 21 147 4 5 259

---------------

[76] ГАПО. - ФР.2173. - Д.З. - Л.44.

Начавшаяся гражданская война повлекла за собой тяжелые бедствия для еврейского народа Украины. В конце декабря 1917 г. в Полтаве начались погромы. Толпы пьяных солдат и городского люмпена громили винные склады, магазины. Бесчинства прекратились в начале 1918 г., когда городской Совет решил уничтожить все запасы спирта и вина, вылив их в сточные канавы. Грабежи и погромы продолжались в 1918 г.

В соответствии с Брестским миром, подписанным советской Россией с Германией и, соглашением с ней Центральной Рады, в марте 1918 г. немцы оккупировали Украину. 29 марта 1918 года в Полтаву вступили немецкие воинские части - союзники Центральной Рады. Её власть была восстановлена.

Среди кровавых эксцессов весны 1918 г. особой жестокостью отличались события на станциях Гребенка и Ромодан. Уполномоченные трех еврейских социалистических партий сообщают о ситуации в Гребенке в еврейское министерство правительства УНР: "Начиная с первых чисел марта вплоть до последнего времени (середина апреля), на станции производятся насилия над проезжающими пассажирами, сопровождающиеся ограблениями, издевательствами, а иногда убийствами. На территории вокзала все время подбирают трупы пассажиров. В Пирятине похоронены 10 убитых в Гребенке евреев, кроме того, 8 человек ограблены и убиты в ночь на 10-е апреля. На станции Ромодан от 30 марта до середины апреля было убито гайдамаками до сорока евреев. 31 марта расстреляли двух проезжих евреев, 6 апреля истязали третьего". [77]

---------------

[77] И. Чериковер. Антисемитизм на Украине в период Центральной Рады и Гетмана. - С. 246-249.

С первых дней своего прихода в Полтаву гайдамаки па улицах стали избивать евреев. 29 марта они арестовали нескольких человек, которых отвели в здание Виленского училища и начали жестоко сечь и избивать шомполами, издевались над ними, заставили бить друг друга по лицу; в общем каждый получил до 200 ударов; вынуждали кричать "хай живе вільна Україна". Против этих насилий выступил в местной социалистической газете "Наша мысль" В. Г. Короленко со статьей "Стыд и грех". "Людей секли шомполами, - писал он, - заставили несколько раз пережить ужас предстоящей казни, при этом низко издевались над их достоинством, заставляя кричать "ура!" во имя украинства и проклятия "жидам" и "кацапам". После истязания всех истязуемых отпустили, потому что они оказались явно непричастными к большевистской борьбе ... Их истязали только за национальность".

Аналогичной экзекуции были подвергнуты мирные жители-евреи и в Константинограде Полтавской губернии. Гайдамаки убили 3 евреев. В апреле казаки учинили насилие в Кременчуге. Они хватали евреев, обыскивали, истязали, а некоторых расстреливали; офицеры только поощряли их насильственные действия.

Вопрос об этих издевательствах обсуждался на специальном заседании Кременчугской городской Думы. Представитель еврейской общины сказал при этом: "Вместо национально-персональной автономии мы имеем национально-персональные убийства, избиения, ограбления, издевательства и глумления ...".

Документы свидетельствуют о том, что в Полтаве большое влияние на еврейских рабочих оказывал Бунд. Его база - союз печатников. Количество - 150 человек. Руководители - М. Гольдвассер, Л. Рабинович, Д. Кришталь. Бундовцы выпускали свои печатные издания. В Госархиве хранятся газеты "Фолк цейтунг" от 6 августа 1918 года, журнал "Наше слово" от 8 июня 1918 года, а также членские билеты 73 человек. [78]

---------------

[78] ГАПО. - ФП.7. - Оп. 1. - Д.7. - Л. 28.

21 апреля 1918 года к власти пришел гетман Скоропадский.

Деятельность бундовцев беспокоила полтавские власти гетманщины. Вот документ - постановление губернского старосты Полтавы от 25 сентября 1918 года: "Ввиду того, что Володарский, Шустер и Ланд принадлежат к партии "Бунд", которая является опасной для существующего строя, выслать их за пределы Украины". [79]

---------------

[79] ГАПО. - ФП.7. - Оп. 1. - Д.24. - Л. 35.

С 28 ноября 1918 года в Полтаве установилась власть Директории.

19 января 1919 года вступившие советские войска освободили город.

Газета "Полтавский день" за 21 января 1919 года в статьях "Убийства" и "Грабежи" пишет о еврейском погроме, который совершили оставившие город 17-18 января войска. Разъезды, проезжающие по улицам города, обращались к публике: "Русские, расходитесь, жиды, оставайтесь". Так были убиты евреи на углу Преображенской и Пушкинской улиц, у Красных казарм и у синагоги. Одновременно начались грабежи, принявшие массовый характер. Погром был явно организован. Грабители ходили группами по 5-6 человек и забирали всё, что могли унести. Остальное имущество уничтожали. На Подоле бандиты ограбили парикмахера Вульфовича, владельцев чайной Конкина, аптеки Соболева, галантерейной и обувной фабрики Когана и др.

Советская власть решительно боролась с погромами. В упомянутом номере газеты приводится приказ Революционного комитета:

1. Создать штурмовые отряды, которыми грабители будут расстреливаться на месте.

2. Запрещаются обыски, аресты и реквизиции без ордеров ВРК.

3. Сдать оружие всем, кто не имеет на него права.

Несмотря на трагичность положения, еврейская община отстаивала право на существование. 14 (1) августа 1918 года газета "Полтавский день" сообщила, что в Харькове упразднена еврейская община. Полтавская община присоединилась к протесту других общин. Президиум Киевской еврейской общины обратился к Департаменту общинных дел Министерства внутренних дел УНР с заявлением о том, что "общины являются необходимым инструментом, регулирующим религиозную, бытовую и общественную жизнь еврейского населения". Решение было отменено. Оказалось, что чиновники спутали закон 9 января 1918 года о национально-персональной автономии с законом 9 декабря 1917 года о еврейских общинных советах. Закон 9 января 1918 года был действительно отменен, а закон 9 декабря 1917 года оставался в силе. Первый не касался общин. И на основании второго закона общины продолжали существовать и действовать.

Очень мало документов о деятельности Полтавской еврейской общины периода гражданской войны, но о решении разнообразных вопросов можно судить по сообщению газеты "Полтавские новости" от 21 января 1919 года:

"Состоялось 19-е заседание общинного совета, на котором рассматривались следующие вопросы:

1. о выборах больничной комиссии. Выбирается медико-санитарная комиссия для руководства не только больницей, но и другими общинными учреждениями, ведающими заботой о еврейском населении;

2. выборы палестинской и иммиграционной комиссии;

3. о еврейской библиотеке;

4. о погромах - зарегистрировать потерпевших.

Констатируется, что еврейское население терроризировано и запугано".

В мае 1919 г. с началом восстания атамана Григорьева погромы вступают в новую, еще более страшную фазу. Восстание украинской деревни против большевистской власти вылилось в погромный поход против евреев.

Председатель Полтавского губсовета Я. Дробнис 15 мая 1919 года на заседании Полтавского совета говорил: "Вы знаете, под какими знаменами идет Григорьев, под знаменами узко шовинистическими, узко черносотенными, под знаменем "Бей жидов, бей коммунистов, бей советскую власть". В последнем Универсале Григорьев называл украинцев сынами божьими, призывал к защите церкви, религии и Украины от кацапов и жидов. Эти лозунги претворяются в жизнь, эти лозунги подтверждаются фактами. То, что было в Знаменке, то, что было в Елизаветграде, бледнеет перед знаменитым Колушем, где были вырезаны целые еврейские семьи". [80]

---------------

[80] Полтавская газета "Известия". 15.05.1919.

В.Г.Короленко пишет в своих "Дневниках" (1917-1922 гг.) о грабежах и насилиях в Полтаве:

27 марта 1919 года. Два солдата ограбили еврея. Он вбегает в военный пост и говорит, что его ограбили. Постовой говорит: "Гришка, отдай сейчас". Дает провожатого, чтобы беднягу не пристрелили.

31 марта 1919 года. Вчера, в восемь часов вечера вырезана семья еврея Столяревского на Трегубовской улице. Сам хозяин оглушен прикладом, но остался жив. Действует какая-то шайка злобных юдофобов-разбойников.

13 мая 1919 года. В городе тревожно ... Ночь прошла спокойно, наступает Григорьев, но черносотенцы желают еврейского погрома. К вечеру опять тревога, на город идут диканьцы (анархический полк, на знамени которого "смерть жидам и буржуям" - дезертиры). Опять тревога. В Кобеляках - Григорьев, в Изюме - Деникин.

21 мая 1919 года. Третьего дня в городе неспокойно. Трещат пулеметы. Говорят, что чрезвычайка в течение двух часов была в руках левых эсеров. Одно время казалось, что большевики укрепляются. Но у нас в Полтаве и под ними почва колеблется. То и дело находятся "благодетели", которые "гораздо лучше" знают, что именно нужно народу. И среди них много таких, которые хотели бы устроить кровавый еврейский погром. К чести большевиков - они решительно против этого. К сожалению, только это объясняется многими тем, что среди большевиков много евреев и евреек". [81]

---------------

[81] Вопросы литературы. № 13. Вып. 2. - С. 235-300.

Не всегда евреи были жертвами, они часто выступали против насильников. Во время боев за Кременчуг с григорьевцами штаб части Красной Армии, защищавшей город, обратился к рабочим и молодежи города с призывом выступить на борьбу с бандой. Первыми откликнулись члены сионистских организаций "Маккаби". Отряд еврейских. добровольцев (300 бойцов) вступил в бой и первым вошел в Александрию - резиденцию григорьевского штаба. Мужество бойцов отряда еврейской молодежи Кременчуга было отмечено в приказе Реввоенсовета Республики. Отряд не был расформирован, т. к. банды сновали вокруг города. [82]

---------------

[82] А. Найман. Еврейские партии и объединения в политических процессах в У крайне 1917-1925 гг. М., 1996. - С. 11.

* * *

Преследования, надругательства над беззащитным еврейским населением еще более усилились после вторжения белогвардейской армии Деникина в пределы Украины, неся с собой гибель евреям. Режим Деникина открыто не высказывался против еврейского населения в своих нормативных документах. Однако погромы начинались сразу же после вступления деникинских войск в бывшую "черту оседлости". По характеру погромов можно выделить три периода:

1) так называемые "тихие" погромы (июнь-июль 1919 г.) - Харьковская, Екатеринославская губернии. Налеты и нападения на улицах с целью ограбления, насилия над женщинами;

2) период массовых погромов (июль - август 1919 г.) - Полтавская, Черниговская, часть Киевской губернии;

3) период резни и кровавых погромов (сентябрь - октябрь 1919 г.) - Киевская, Черниговская губернии. [83]

---------------

[83] О. В. Козерод и С. Я. Бриман. Деникинский режим и еврейское население Украины в 1919-20гг. Харьков, 1996. - С. 101.

В Полтаве воинские части и администрация Деникина находились с 29 июня по 10 декабря 1919 года.

О лицемерии деникинских властей свидетельствуют такие факты. После ходатайства Харьковской еврейской общины был издан приказ о военном сопровождении поезда "Для предотвращения насилия над евреями". Несмотря на этот приказ, грабежи и нападения на железную дорогу участились. В "Сведениях о происшествиях" юридического отдела Полтавского губернатора имеется документ: "Днем 9 августа в поезде на перегоне между станциями Сагайдак - Решетиловка неизвестными солдатами были сильно избиты и выброшены из поезда евреи: Мишель Посвольский, Моисей Ильевич и Исаак Браин ...". [84] Сразу же по вступлении Добровольческой армии в какой-либо город появлялись приказы командования о борьбе с "жидовскими комиссарами". Грабежи и вымогательства деникинцы совершали открыто. Ночью 22 июля на Екатерининской улице № 9 к Елизавете Абелевой постучали 5 неизвестных в форме офицеров и казаков, заявили, что они из контрразведки, и спросили: "Здесь ли живут жиды?". Дочь Абелевой выскочила во двор и подняла крик о помощи. Пришедшие начали стрельбу и ранили Зиновия Абрамова. [85]

---------------

[84] ГАПО. - ФР.2113. - Оп.1. - Д.208. - Л. 32.

[85] ГАПО. - ФР.2113. - Оп.1. - Д.157. - Л. 3.

8 сентября 1919 года к доктору Герлаху (Афанасьевская улица) ворвались неизвестные. Произошла перестрелка... [86] Нападения на магазины зажиточных евреев участились. В ночь на 6-е августа у М.Либермана уворовали домашние вещи. Из квартиры Леонович похищено имущества на две тысячи рублей. [87]

---------------

[86] ГАПО. - ФР.2113. - Оп.1. - Д.157. - Л. 5.

[87] ГАПО. - ФР.2113. - Оп.1. - Д.157. - Л. 15, 20.

Во многих случаях евреи платили офицерам за "охрану" своих домов. В Золотоноше эта плата составляла 15-20 рублей за ночь. В ряде случаев еврейская община обкладывалась контрибуцией. В декабре 1919 г. евреи г. Прилуки выплатили 200000 рублей, м.Тальное - 500000. В Прилуках начальник контрразведки Палеха потребовал себе 259000 рублей сверх данных коменданту 200000, угрожая погромом. [88]

---------------

[88] О. В. Козерод и С. Я. Бриман. Деникинский режим и еврейское население Украины в 1919-20 гг. Харьков. 1996. - С. 23, 27.

В документах находим свидетельство наложения штрафов. Так, 10 октября Израиль Соколовский, проживающий по улице Екатерининской № 25 без прописки, был оштрафован за нарушение паспортного режима на 2000 рублей. Для сравнения буханка хлеба стоила 40 рублей. [89]

---------------

[89] ГАПО. - ФР.2113. - Оп.1. - Д.24. - Л. 40.

К.Е. Миронов, участник большевистского подполья в Кременчуге, пишет: "Деникинцы заняли город почти без боя. ... Грабили все, что попадает под руки. Жители боролись тем, что собирались в кучки и кричали, пока казаки ломали ворота. Жутко было по ночам. Так продолжалось почти 6 дней. Богатые евреи, как, например, Гурари, на квартиру брали к себе офицеров и за солидную плату обеспечивали себя от казацких налетов. ... Антисемитские выходки приняли массовый характер". [90]

---------------

[90] ГАПО. - ФР.2113. - Оп.1. - Д..3. - Л. 44.

Старожил Полтавы Герцовский Иосиф Львович рассказывает: "Деникинцы были два раза в нашем доме. Взяли всё, что можно было унести. Срывая с мамы кольцо, сломали палец. Днем явилась вторая группа и заявила, чтобы к вечеру было 25000 рублей. Все члены семьи разошлись по знакомым. Вернулись через несколько дней. Помню, как избивали шомполами старого портного. А он говорил : "Стыдитесь, пан казак".

Мама автора, Раиса Хаскелевна, в то время еще подросток, много рассказывала о событиях этого периода. Ее отец - человек глубоко религиозный, знал не только иврит и еврейскую культуру, но и самостоятельно изучил русский язык. Дома шил и ремонтировал сапоги. Как участник русско-японской войны 1904-1905 гг. имел царские награды, и когда дело доходило до погромов, надевал их, и его не трогали. Среди деникинцев встречались и порядочные люди. Однажды, вспоминала мама, к ним приехали на извозчике два офицера получать отремонтированную обувь и предложили ей поехать с ними в Красные казармы (место расквартирования) для получения оплаты за работу. Как дедушка ни умолял офицеров (страшно отпускать дочь), ничего не помогло. Посадили с собой, привезли и сказали, чтобы ждала. Через некоторое время они вынесли головку сыра, сахар, колбасу и велели извозчику отвезти домой. "Это плата за работу", - сказали офицеры.

Режим Деникина являлся продолжением монархического дореволюционного строя. Деникинские власти выполняли антиеврейское законодательство. В отдельных случаях проявляли инициативу во внутренних делах еврейских общин. Так, в октябре 1919 г. в Кременчуге был возобновлен коробочный сбор. 12 октября городской голова обратился с прошением к уездному начальнику ввести в силу этот сбор, согласно закону от 1899 г. Городская Дума разработала шкалу убоя скота на кошер и смету распределения сумм поступления. В документе говорится, что восстановление коробочного сбора необходимо "вследствие обнищания евреев". После погромов властям пришлось побеспокоиться об учреждениях, которые раньше содержались еврейской общиной. [91]

---------------

[91] ГАПО. - ФР.2113. - Оп.1. - Д.244. - Л. 2.

Деникинская администрация открывала закрытые большевиками органы печати. Так, в Прилуках начала выходить газета "Прилукская речь", в Кременчуге доктору Эпштейну разрешили издавать независимую газету "Приднепровский голос". [92]

---------------

[92] ГАПО. - ФР.2113. - Оп.1. - Д.35. - Л. 1-7.

Одновременно проводилась дискриминационная кадровая политика, вытеснение евреев из всех структур власти. В Кременчуге приказом № 1 генерала Осовского евреи исключались из гласных городской Думы.

Поводом для всей этой погромной политики было наличие в руководстве Советской России большого числа евреев . Еще в 1918 году в Ростове - на - Дону было опубликовано воззвание "Голос к русскому народу от Южной армии". На вопрос "Кто является врагом Добровольческой армии?" последовал ответ: "Им, этим жидам - перечисляются фамилии: Троцкий, Мартов, Чернов и др. - не нужна Россия и благо российского народа: они мечтают уничтожить Россию и обессилить русский народ во взаимной вражде и грабежах". Налицо провокация белого движения с целью вызвать геноцид еврейского народа.

Отсутствуют полные данные о количестве жертв за весь период деникинского разбоя. Известно, что на 1 октября 1919 года от погромов в 343 населенных пунктах Украины погибло 14351 человек. В Полтавской области погибло: Кременчуг-12; Ромодан - 17; Семеновка - 18; Переяслав - 18; Глобино - 27 человек. По Полтаве статистики убийств нет (список от погромов пунктов, сведения о которых поступили в комитет помощи при Российском обществе Красного креста).

Несмотря на борьбу Советской власти с погромным движением и героизм организовавшейся во многих местах еврейской самообороны, число погибших в погромах на территории Украины в 1918-1920 гг. достигло 70 тыс. человек. А сколько раненых и искалеченных, лишившихся крова, имущества, детей-сирот, людей, потерявших родных и близких?!

После разгрома деникинской армии еврейские погромы продолжались на волне восстания крестьянства, спровоцированного реквизиционной политикой Советской власти. Восставшие крестьяне в евреях видели своих врагов.

В государственном архиве хранится обращение организационного отдела левобережных повстанческих войск в 1920 г., перефразированное и в искаженной фразе:

"Громадяне, сини України !
Вставайте, не спите,
Кайдани порвіте
I ворожою, жидовською
Комуністичною кров'ю
Волю окропіте". [93]

---------------

[93] ГАПО. - ФП.7. - Оп.1. - Д.23. - Л. 14.

В тексте:

"....Вже три роки, як в кайданах конає колись вільна і славна ненька Україна. Народе України, велитний і могутний, прозрій, подивися, що діється навкруг тебе, подивися, яких батьків і чиї ми діти стали, степи, лани, воли крутороги - в жидівській полоні. Сини в жидівській неволі..."

* * *

Ужасы погромов усугублялись бесчинствами ЧК. Многие деятели культуры осуждали красный террор. Например, В. Г. Короленко 30 июня 1920 года пишет в ответе Председателю СНК Украины Раковскому о жестоком убийстве чекистами четырех человек, приговоренных к расстрелу (убили по дороге на кладбище на улице Кобелякской):

"Вы пишете в телеграмме, что я должен принять в соображение ту погромную волну, благодаря которой могут пролиться реки крови. Да, я принимаю все эти соображения. Вообще я считаюсь с действительностью, но я вижу ее не с одной только стороны. Я учитываю также и то, что все эти темные расстрелы молвой приписываются большевикам из евреев, что создается легенда, что расстрелянных 8-го июня вели будто бы только евреи из чрезвычайки. ... Слепой, безоглядный красный террор - признак растерянности, возрастающей жестокости, сопровождающей обыкновенно не сознание силы и прочности положения, а прямо скажу - страха".

В. Г. Короленко ходатайствовал перед А. В. Луначарским, об отмене казни купцов-мельников: Гершко Аронова, Миркина, Александрова, Виноградова. На митинг, где выступал Луначарский, он привез прошение рабочих и компетентного по продовольствию учреждения. В действиях обвиняемых нет состава преступления. Они обвинялись в том, что покупали зерно для помола не по твердой цене, тем самым способствовали удешевлению хлеба. Короленко пишет: "Если держаться твердых цен, то никакими казнями не выменять хлеб для города. Можно подумать, что расстрел сможет успешнее регулировать цены. Тучи сгущаются перед новой грозой, которую меры Советской власти только ускоряют". [94]

---------------

[94] В.Г. Короленко. Дневники 1917-1922 гг. "Вопросы литературы", № 2, 1990. - С. 27.

Обвиняемые были расстреляны. Родные обращаются с просьбой, чтобы им выдали тела для погребения на еврейском кладбище. Местные власти отказали. "Кто представляет себе глубину религиозного чувства евреев и кто уважает чужие убеждения, тот поймет, какое это имеет значение и почему следует уважить этот предрассудок", - пишет В. Г. Короленко. [95]

---------------

[95] В.Г. Короленко. Дневники 1917-1922 гг. "Вопросы литературы", № 2, 1990. - С. 30.

Благодарные потомки помнят и чтят память этого бесстрашного борца за права человека. Распоряжением еврейского совета Украины от 27.07.1998 г. за № 48, "...учитывая общечеловеческую гуманистическую деятельность ..." и в связи с 145-летием со дня рождения, В. Г. Короленко присвоено звание "Праведник Украины".

Как и все бедное население Полтавы, евреи страдали от голода и безработицы. Они становились в очередь на биржу труда. Работы не было, предприятия бездействовали. Как подтверждающий пример, заявления:

Евсея Каца, живущего по ул. Гоголя, 15:

"Я приехал с Киевской губернии, у меня мать и 5 малолетних детей. Мне 15лет, и я кормилец семьи, ибо самый старший. Покорнейше прошу в членстве в союзе и на должность, чтобы спасти семью от голода";

наборщика 1 категории Уры Равинского:

"Возвратился из плена. Прошу включить в списки безработных наборщиков";

а также от М. Брудно, у которого национализировали переплетную мастерскую, и он остался без средств существования; от вернувшихся из немецкого плена Г. Гиндина, Герша Немеша и других.

Таких заявлений в союз печатников в 1920 году было более 30. [96]

---------------

[96] ГАПО. - ФР.538. - Оп. 1. - Д. 11. - Л. 37.

Погромное движение в годы гражданской войны отрицательно сказалось на ее исходе для врагов Советской власти. Оно вело к деморализации солдат. С победой большевиков пришел конец погромному движению. В то же время Советская власть преследовала еврейскую общину. Следовали одни за другими контрибуции, принудительные работы. Из еврейских школ изгонялся родной язык. Занятия проводились и по субботам. Национализировали еврейскую больницу и другие учреждения. Еврейская община еще существовала, но фактически была уже обречена.

 Холокост на Полтавщине

 

  • Книга предоставлена Полтавским городским обществом еврейской культуры

 

Хостинг от uCoz