Феофан (Быстров Василий Дмитриевич)
(31.12.1872/13.01.1873-6/19.02.1940).
Русская Православная Церковь, Русская Православная Церковь Заграницей, архиепископ.
Родился 31 декабря 1872 / 13 января 1873 года в семье священника с. Подмошья, Петербургской епархии, Лужского уезда.
Закончил духовное училище при Александро-Невской Лавре и С.-Петербургскую духовную семинарию.
В 1896 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен при академии профессорским стипендиатом.
С 1897 года - и.д. доцента академии по кафедре Библейской истории.
В 1898 году пострижен в монашество и рукоположен в сан иеромонаха.
В 1901 году возведен в сан архимандрита и назначен и.д. инспектора СПБ духовной академии.
В 1905 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию "Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы", возведен в звание экстраординарного профессора и утвержден инспектором академии.
С 4 февраля 1909 года - ректор СПБ духовной академии.
22 февраля 1909 года хиротонисан во епископа Ямбургского, вик. С.-Петербургской епархии. Хиротония совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры с СПБ митрополитом СПБ и Ладожским Антонием и другими иерархами.
Духовник
царской семьи.
С 19 декабря 1910 года - епископ Таврический и Симферопольский.
С этого же года - почетный член СПБ духовной академии.
С 25 июня 1912 года - епископ Астраханский. Причиной перевода послужило убеждение епископа Феофана, что Григорий Распутин должен быть удален от царского двора.
С 8 марта 1913 года - епископ Полтавский и Переяславский.
В конце 1918 года возведен в сан архиепископа.
В 1919 году эмигрировал за границу. Жил в Константинополе, затем в Сербии. В 1925 г. переехал в Болгарию. Член Заграничного Синода до 1926 г., когда разорвал с ним всякие отношения, признав толкование, которое давал митрополит Антоний (Храповицкий) догмату об Искуплении, еретическим.
16/31 апреля 1931 г. переехал во Францию. Жил жизнью затворника.
Скончался 6/19 февраля 1940 г. Погребен на общественном кладбище на окраине Лимерэ. [Мануил ошибочно приписывает смерть на Афоне].
Известен своим необычайным смирением и чисто иноческим житием.
Труды:
"Тетраграмма или Ветхозаветное Божественное имя Иеговы". (Магистерская диссертация).
V pamjat' svjatych otec sesti Vselenskich Soborov, in: ЖМП 1981, 7, 36-40.
O
Troice, in: ЖМП, 1983, 6, 44f.
Благотворительный фонд "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_554
Фото:
http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=5341
Посилання
на сторінку/ссылка на страницу:
Василь (Зеленцов Василь Іванович)
Феофан Полтавский (Быстров)
(1874 - 1940), духовник императора Николая II и его семьи. В 1911 году ставший к тому времени епископом владыка Феофан назначается сначала на кафедру в Крым, где видится с царской семьей лишь в летние месяцы, а затем, после объяснения с императрицей Александрой Феодоровной осенью 1911 года о Г. Е. Распутине, перемещается на Астраханскую кафедру. Позднее, вплоть до отстранения от власти государя Николая II владыка Феофан был архиепископом Полтавским.
Обычный день у владыки Феофана в Полтаве распределялся так. Вставал он от сна во второй половине ночи и совершал свое молитвенное правило. Утром, по колокольному звону он шел в домовую церковь, где очередной иеромонах совершал утреннюю службу и Божественную литургию. После Литургии, Владыка пил кофе и удалялся в свой кабинет, где занимался епархиальными делами, а затем переходил к излюбленному чтению святых Отцов. Много писал. По полудни — обед. Если позволяла погода, выходил кратко в сад и, гуляя, совершал непрестанную молитву Иисусову. Затем снова удалялся в кабинет.
По звону к Вечерне шел в церковь. После Вечерни — прием посетителей. Посетителей бывало так много, что Владыка очень уставал.
Обстановка его кабинета была самая простая. В углу стояла железная кровать с досками вместо матраца, на которой Владыка иногда немного спал. Было много икон, Владыка молился пред ними подолгу, со свечой в руке, несмотря на зажженные лампады. Трапеза его была самой простой, и ел он очень мало. Изредка выходил в сад подышать свежим воздухом. Когда сильно переутомлялся, изнемогши от приемов, уединялся на несколько дней в Лубненский Спасо-Преображенский монастырь. Отдохнув немного, снова принимался за тот же труд.
В июле 1914 года началась война с Германией и ее союзниками. ...По призыву Полтавского Архипастыря Полтава с готовностью открыла военные госпитали для раненных. И сам архиепископ Феофан перешел жить в семинарию, а свой дом, переоборудовав, передал под военный госпиталь.
Как епархиальный Архиерей архиепископ Феофан был членом Поместного Собора Всероссийской Православной Церкви 1917-1918 годов.
После Собора, вернувшись в Полтаву, владыке Феофану пришлось пережить большие неприятности при столкновении с украинскими самостийниками, петлюровцами. Захватив власть в Киеве в свои руки, Петлюра и его сторонники потребовали от Полтавского Архиерея совершить торжественную панихиду по бывшем гетмане Украины Иване Мазепе, любимце Царя Петра, но в Полтавском бою, предательски изменившему Царю и перешедшему на сторону врагов — шведов и за это преданному Российской Православной Церковью анафеме.
За этот мужественный отказ совершить противозаконное и антиканоничное деяние самостийники заключили архиепископа Феофана в тюрьму. И он вышел из тюрьмы только тогда, когда самостийные власти сбежали из Полтавы при наступлении Добровольческой белой армии.
В 1919 году архиепископ Феофан, спасаясь от преследований большевиков, выехал в Крым, а затем в Константинополь, и, таким образом, оказался в эмиграции.
Владыка Феофан Полтавский навсегда остался во Франции. Он жил как отшельник, почти в затворе, отошел от церковных дел и вскоре был забыт. Скончался во время немецкой оккупации.
http://www.startek.ru/CubeXFiles/Fenomen/F_14_1868.htm
Портрет:
http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=5341
|