Тома
де Томон Жан Франсуа
(1/12.04.1760,
Берн, Швейцарія -
23.08/4.09.1813,
Петербург) — архітектор-аматор.
Приїхав до
Росії у 1799 р.
після роботи в Італії і Австрії. В
Петербурзі спорудив будинок Біржі на
Васильєвському острові (1805—1810
pp.).
Звів багато споруд у царських приміських
резиденціях, зокрема, мавзолей Павла І в
парку Павловська (1805—1808 pp.).
За його проектами споруджено театр (1804—1809 pp.,
не зберігся) і госпіталь (1806—1821 рр.) в Одесі.
Був відомий також як чудовий рисувальник.
Переважно зображував античні споруди в
оточенні збурених стихій природи.
Білоусько О.
А.,
Мирошниченко В. І. Нова історія Полтавщини.
Кінець XVIII - початок XX століття. Стор. 115
Тома
де Томон Жан Франсуа
(1760-1813), архитектор, представитель стиля ампир.
Родился в Берне 12 апреля 1760. Юные годы провел во Франции, где отец его состоял на воинской службе. Учился в парижской Академии архитектуры, а с 1785 — во французской Академии в Риме. Уже в Италии проявил себя как замечательный мастер архитектурного рисунка. По возвращении в Париж поступил на службу к графу д’Артуа, брату Людовика XVI, однако значительных заказов не получал. В 1790-е годы работал для князей Любомирских (перестройка родового дворца в Ланьцуте, Польша), а затем, живя в Вене, — у герцога М.Э
стерхази (проекты школы для Вены и серных бань для Эйзенштадта). По приглашению князя А.М.
Голицына приехал в Россию (1799), где получил в петербургской Академии художеств звания академика (1800) и профессора архитектуры (1810). С 1802 - придворный архитектор.
Первой его реальной работой в Петербурге явилась перестройка Большого театра (1802-1804; не сохранился). Тома спроектировал также два
крупных здания для Одессы: театр (1804-1809), тоже до нас не дошедший, и госпиталь (1806-1821). По заказу императрицы Марии Федоровны создал садовый храм-мавзолей в память Павла I в Павловске (1807-1809) — один из шедевров мемориальной архитектуры эпохи. В самой же столице по проектам мастера был — помимо Большого театра — перестроен дом Лаваля (ныне Центральный исторический архив; 1806-1810), возведены амбары Сального Буяна (1805-1806, не сохранились) и, наконец, знаменитая Биржа (1805-1810; ныне Центральный военно-морской музей). Комплекс Биржи — обрамленный колоннадой, с двумя ростральными колоннами на площади перед главным фасадом, — визуально оформил стрелку Васильевского острова, великолепно вписавшись в грандиозное речное пространство и войдя в число лучших ансамблей города на Неве. Среди других произведений мастера —
Колонна Славы в Полтаве (в память столетия Полтавской битвы; 1811) и образцовые (типовые) проекты казенных и жилых зданий (1806-1807). Укрупненные, массивно-четкие формы томоновского зодчества наглядно придавали всякому зданию статус величавого гражданского монумента, тем самым ярко выражая самую суть позднего классицизма (ампира).
Важную часть его
графического наследия составляют виртуозные пейзажные рисунки с романтическими вариациями на итальянские темы.
Тома де Томон
расшибся, упав со стены петербургского Большого театра при осмотре его после пожара, и скончался 23 августа (4 сентября) 1813.
http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet
Посилання
на сторінку/ссылка на страницу:
|