Петров Осип Афанасьевич
[3(15).11.1806, Елизаветград (ныне Кировоград) -
28.02(12.03).1878, Петербург] - русский певец (бас). Создатель русской вокальной школы.
Пел в церковном хоре. В 20-х гг.
19 в. поступил в Елизаветграде в театральную труппу Жураховского, затем перешел в
труппу известного провинциального антрепренера
И. Ф. Штейна. В Полтаве играл совместно с
М. С. Щепкиным, творческое
общение с которым оказало на Петрова большое влияние. Уже в ранний период артистической деятельности Петрова
проявилась широта его сценического дарования; он выступал в разнообразном репертуаре (опера-водевиль, драма, трагедия). В 1830, во время гастролей Петрова в Курске, его услышал петербургский режиссер М.С. Лебедев и пригласил
молодого артиста в Петербург. 10 окт. 1830 состоялся дебют Петрова в партии Зарастро в опере "Волшебная флейта" в
Петербургском оперном театре (с 1860 - Мариинский театр), где он проработал до 1878. В первые же годы пребывания на
петербургской сцене Петров завоевал всеобщее признание. Его задушевный, богатый красками голос отличался
необычайной мощью звучания и широтой диапазона (от густого баса до подвижного, легкого баритона). Петров был замечательным истолкователем оперной музыки западноевропейских композиторов. Редкая разносторонность вокально-сценических данных позволяла Петрову исполнять столь разные партии, как Фигаро ("Севильский цирюльник"),
Бертрам ("Роберт-Дьявол" Мейербера), Каспар ("Вольный стрелок" Вебера) и мн. др.
Переломным этапом в артистической деятельности Петрова явилось исполнение им главных партий в первых постановках опер
М. И. Глинки "Иван Сусанин" (1836) и "Руслан и Людмила" (1842). В созданных им образах Сусанина и
Руслана, а затем Фарлафа ярко раскрылись национальные черты таланта Петрова Совместная работа с Глинкой расширила
артистический кругозор Петрова и дала ему возможность углубить вокальное мастерство (сохранились вокальные упражнения, написанные Глинкой для Петрова). Петров в совершенстве владел приемами народного певческого стиля, выразительностью русской сценической речи, раскрыл новые качества вокально-сценического искусства, которые утверждали русские композиторы-классики. В.
В. Стасов отмечал драматизм, глубокое, искреннее чувство, простоту и правдивость его исполнения. Петров был первым исполнителем партии Мельника в "Русалке" (1856) и Лепорелло в "Каменном госте" (1872) Даргомыжского, Ивана Грозного в "Псковитянке" (1873), Варлаама в "Борисе Годунове" (1874). Сближение с
М. П. Мусоргским имело большое значение для Петрова, оно способствовало еще большему углублению и
развитию реалистических тенденций его искусства. Исполнительска деятельность Петрова явилась значитительным этапом в истории русской оперы и заложила основы национального вокально-сценического искусства.
Лит.: Глинка М., Записки, Л., 1953; Стасов В.В., Осип Афанасьевич Петров. М., 1952; Львов М., Осип Афанасьевич
Петров (1805?-1878), М.-Л., 1946; Ласточкина Е., Осип Петров, М.-Л.,
1950.
http://culture.niv.ru/doc/theatre/encyclopedia/336.htm
Посилання
на сторінку/ссылка на страницу:
|