Бер Борохов 

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Особистості - Б; Науковці; Громадські діячі
Версія для друку
 
  На головну

Борохов Бер (1881, Золотоноша Полтавської губ. — 1917) — вчений і громадський діяч, один з лідерів соціалістичного сіонізму.

На з'їзді партії Поалей Ціон в Полтаві у 1905 р. сформулював оригінальну теорію єврейського соціалізму. Основою для класової боротьби єврейського пролетаріату, за його задумом, мало стати переселення євреїв до Ерец-Ісраеля і створення там економіки. Публіцистика Б. Борохова справила великий вплив на виникнення єврейського робітничого руху в Європі й Америці.

Білоусько О.А., Мирошниченко В.І. Нова історія Полтавщини.
 Кінець XVIII - початок XX століття. Стор. 199

 

Борохов Бер (1881-1917). Родился в Золотоноше. Известный ученый и общественный деятель, один из лидеров социалистического сионизма. В 1905 г. в Полтаве проходил съезд партии Поалей Цион. Выступая перед лидерами партии, Борохов сформулировал свою уникальную теорию сионистского социализма. Переселение евреев в Эрец-Исраэль и создание там экономики должно было стать, по его словам, основой для классовой борьбы еврейского пролетариата. Публицистика Борохова имела большое влияние на возникновение еврейского рабочего движения в Европе и США.

Коломеер Михаил Соломонович - "Люди земли Полтавской".
 Книга предоставлена Полтавским городским обществом еврейской культуры

Фото - http://www.eleven.co.il/article/10715

 

Борохов Бер (Дов; 1881, Золотоноша, Украина, – 1917, Киев), еврейский ученый и общественный деятель, один из виднейших идеологов и лидеров социалистического сионизма.

В 1900–1901 гг. Борохов был членом Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), но интерес к специфическим еврейским проблемам побудил его в 1901 г. создать Сионистский социалистический рабочий союз в Екатеринославе. Союз принимал активное участие в организации еврейской самообороны и защищал интересы евреев-рабочих. Противниками союза были как русские социал-демократы, не признававшие необходимости самостоятельного еврейского рабочего движения, так и некоторые руководители сионизма, возражавшие против связи сионизма с социализмом. Во время дискуссии сионистов по поводу плана Уганды Борохов твердо отстаивал позицию противников этого плана. В 1905 г. Борохов был в числе делегатов 7-го Сионистского конгресса. Идеологические и организационные основы движения Поалей Цион были заложены главным образом Бороховым. Съезд этого движения в Полтаве (1906) принял тезисы, предложенные Бороховым, и тогда же оно было переименовано в Еврейскую социал-демократическую партию Поалей Цион. Борохов изложил свою теорию социалистического сионизма в работе «Наша платформа». После 8-го Сионистского конгресса Борохов настаивал на выходе российской Поалей Цион из Сионистской организации, чтобы сохранить пролетарскую независимость социалистического сионизма. В 1907 г. Борохов уехал из России. В своих публицистических произведениях (в основном на русском языке) он развивал идеи и формулировал цели Всемирного союза Поалей Цион в Западной и Центральной Европе. В 1914 г. Борохов отправился в США и продолжал здесь свою деятельность как представитель американской Поалей Цион, проповедуя также идею создания Всемирного еврейского конгресса и Американского еврейского конгресса.

Когда в России началась революция, Борохов решил вернуться в Россию. По пути он остановился в Стокгольме, чтобы присоединиться к делегации Поалей Цион на сессии Международной социалистической комиссии нейтральных стран. Здесь он принял участие в формулировании разделов, касающихся еврейского вопроса, в манифесте этой комиссии о послевоенном устройстве мира.

В России Борохов активно участвовал в общественной жизни в период перед октябрьской революцией. В августе 1917 г., выступая на конференции русской Поалей Цион, он призывал к заселению Эрец-Исраэль на социалистической основе. В сентябре 1917 г. Борохов сделал доклад на Съезде наций в Киеве о «России как содружестве народов». Борохов разъезжал по еврейским центрам России, выступая с речами и докладами. Во время одной из поездок он заболел воспалением легких и умер. Его останки перевезли в Израиль в 1963 г. и захоронили на берегу озера Киннерет рядом с могилами других основоположников социалистического сионизма.

Будучи блестящим оратором и публицистом, Борохов оказал большое влияние на возникающее еврейское рабочее движение сначала в России, а затем в Центральной и Западной Европе и США. Он выдвинул идею органического единства теории научного социализма (марксизма) и программы служения национальным нуждам еврейского народа, стремясь освободить евреев-интеллигентов от якобы неразрешимого противоречия между социальной революцией и сионизмом. Главным теоретическим вкладом Борохова был синтез классовой борьбы и национализма в то время, когда господствовавшая марксистская теория отвергала всякий и, прежде всего, еврейский национализм как реакционный. Борохов рассматривал массовое переселение евреев на историческую родину как социальную закономерность, являющуюся следствием стремления еврейского пролетариата искать выход из тяжелого положения в диаспоре, где он оторван от процессов производства. Борохов считал, что задачей социалистического сионизма является подготовка пионерским трудом «новых территорий», то есть Палестины, для массовой иммиграции евреев из диаспоры. Переселение в Эрец-Исраэль должно предотвратить увековечение диаспоры и создать еврейскую национальную экономику, которая послужит основой классовой борьбы еврейского пролетариата. Применяя метод исторического материализма, Борохов пытался доказать, что стремление в Сион — это стихийный процесс еврейской истории, и никакая другая страна не сможет занять место Эрец-Исраэль в сознании еврейских масс.

Анализируя еврейский вопрос с позиции идеологии и методологии марксизма, Борохов считал народ без страны, без своего экономического базиса бессильным национальным меньшинством, подчиненным чужим экономическим отношениям. Диаспора создала исторические условия, в которых еврейство разрывается между ассимиляцией и изоляцией от общества-хозяина.

Борохов никогда не называл антисемитизм основной причиной возникновения сионизма. Он считал диаспору как таковую социальной ненормальностью. Борохов не верил, что гражданская эмансипация в диаспоре, будь то в капиталистическом или социалистическом обществе, может сама по себе разрешить еврейский вопрос.

Для Борохова еврейское возрождение и социализм были неразрывно связаны, поскольку сионизм и социализм служат одной цели — сделать жизнь евреев производительной. Еврей-рабочий должен быть «пионером еврейского будущего», строителем пути к родине для всего еврейского народа.

Произведения Борохова 1907–17 гг. являются ценным вкладом в исследования современной еврейской истории. Его труд «Еврейское рабочее движение в цифрах» (опубликованный посмертно) дает глубокий и оригинальный статистико-социологический анализ социальной структуры и экономических процессов в еврейском народе.

В 1908 г. Борохов написал работу «Виртуализм и религиозно-этическая проблема в марксизме» (опубликована посмертно, 1920) — полемический трактат против «Религии и социализма» Луначарского. Его работы «Ди ойфгабен фун дер идишер филологие» («Задачи еврейской филологии», 1913) и «Ди библиотек фун дем идишн филолог» («Библиотека еврейского филолога» — библиография 400 лет исследования языка идиш) являются существенным вкладом в филологию языка идиш.

http://www.eleven.co.il/article/10715

   

Посилання на сторінку/ссылка на страницу:

 Очерки истории евреев Полтавщины. Часть первая (1804 - февраль 1917 гг.)

 Полтава. Погляд єврейства

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz