Пасманик
Даниил Самойлович (1869-1930). Родился в Гадяче.
Публицист и общественный деятель.
После
окончания гимназии в Полтаве, в 1887 г.
поступил на медицинский факультет
Цюрихского университета (окончил в 1892 г.). В
1892-1899 гг. работал врачом в Болгарии. В 1900 г.
стал сионистом, одним из известных
теоретиков и публицистов сионизма. Был
сторонником так называемого
синтетического сионизма. В 1906-1917 гг. был
членом ЦК сионистской организации в России.
После февральской революции вступил в
партию кадетов. В 1917-1919 гг. редактор газеты
"Ялтинский голос", в которой выступал
против большевиков. В 1919 г. эмигрировал во
Францию, где вместе с В. Бурцевым в 1920-1922 гг.
редактировал газету "Общее дело".
Среди его работ "Экономическое положение
евреев в России" (1906), "Теория
еврейского сейма" (1907), "Судьбы
еврейского народа" (1917),"Русская
революция и еврейство" (1923),
автобиографический роман "История
еврейского интеллигента" (1905-1906), мемуары
"Революционные годы в Крыму" и др.
Коломеер
Михаил Соломонович - "Люди земли
Полтавской"
Портрет:
http://www.jewukr.org/
Посилання
на сторінку/ссылка на страницу:
ПАСМАНИК Даниил Самойлович (Даниэль Гдальяху; 1869, Гадяч, Полтавская губерния, – 1930, Париж), русско-еврейский публицист и общественный деятель.
Сын меламеда.
После окончания гимназии в Полтаве в 1887 г. поступил на медицинский факультет Цюрихского университета (окончил в 1892 г.). В 1892–99 гг. работал врачом в Болгарии, принимал активное участие в местной прессе (полемика с марксистом Х. Раковским). В 1899–1905 гг. был приват-доцентом медицинского факультета Женевского университета. С 1900 г. примкнул к сионистскому (см. Сионизм) движению и вскоре стал одним из его виднейших публицистов и теоретиков (сотрудничал в «Ди вельт», в «Будущности», с 1904 г. — член редколлегии журнала «Еврейская жизнь», а затем сменившего его «Рассвета»). В конце 1905 г. вернулся в Россию, сдал в Москве экзамен на звание врача, так как в Российской империи не признавали иностранные дипломы. Был сторонником так называемого синтетического сионизма (см. Гельсингфорсская программа), вел борьбу за гражданские права еврейства России, выступал против Бунда, полемизировал с Ахад ха-‘Амом, одним из первых разработал теорию движения По‘алей Цион («Критика «теорий» Бунда»; «Национальный вопрос перед судом социал-демократии»; «Теория и практика поалейционизма» — все в 1906 г.). В 1906–17 гг. Пасманик был членом ЦК Сионистской организации России. Печатался (иногда под псевдоним Даниэль бен Шмуэль) в органе Сионистской организации «Дос идише фолк» (Вильна), а также в сионистских журналах и альманахах на иврите, немецком, польском, сербском языках, участвовал в журнале «Еврейский мир», сотрудничал в «Еврейской энциклопедии» (см. Энциклопедии), выступал с лекциями о сионизме в разных городах России. В 1908–1910 гг. Пасманик жил в Женеве, с 1910 г. в Петербурге. Объявление войны 1914 г. застало Пасманика в Женеве (где жила его семья), и он с трудом добрался до России, чтобы вступить в армию. Служил в полевых госпиталях до февраля 1917 г., когда из-за тяжелой болезни был помещен в лазарет в Ялте. В период мировой войны Пасманик принимал участие в сионистских изданиях, в 1914 г. выпустил брошюру «Война и Палестина», в которой предсказывал, что после победы союзников страна Израиля будет передана еврейскому народу, в 1915 г. участвовал в нелегальном съезде сионистов в Москве. После февральской революции 1917 г. Пасманик вступил в партию конституционных демократов (кадетов), в 1917–19 гг. был редактором газеты «Ялтинский голос» и кадетского издания «Таврический голос» (Симферополь), в которых выступал в защиту генерала Л. Корнилова и белого движения, боролся против большевиков и социалистических партий. В 1918–19 гг. Пасманик принимал участие в краевом правительстве в Крыму, которое опиралось на Добровольческую армию и англо-французские войска. Его правые взгляды, а также обмен рукопожатиями с лидером черносотенцев В. Пуришкевичем, увидевшем в нем единомышленника, вызвали возмущение в еврейской и русской демократической среде. Однако в 1918 г. Пасманик был избран председателем Союза еврейских общин Крыма. В 1919 г. Пасманик эмигрировал во Францию, где в 1920–22 гг. в Париже совместно с В. Бурцевым редактировал белоэмигрантскую газету «Общее дело». В 1924 г. совместно с группой еврейских деятелей правого направления участвовал в берлинском сборнике «Россия и евреи» (статья «Чего же мы добиваемся?»). Связь с правыми кругами русской эмиграции (в том числе и монархистскими) отдалила Пасманика от сионистского движения, которое официально отреклось от него. Тем не менее В. Жаботинский в некрологе Пасманика («Рассвет», 1930, № 28) отметил его большие заслуги перед сионизмом.
Перу Пасманика принадлежат сотни публикаций и десятки книг. Среди его основных работ: «Экономическое положение евреев в России» (1906), «Чартер и концессии» (1906), «Теория еврейского сейма» (1907), «История эмансипации евреев в Швейцарии» (1907), «Странствующий Израиль. Психология еврейства в рассеянии» (1910, перевод на немецкий язык — 1911, на идиш — 1918), «Судьбы еврейского народа. Проблемы еврейской общественности» (1917), «Русская революция и еврейство. Большевизм и иудаизм» (1923), «Что такое иудаизм?» (французское издание, 1930). В «Еврейской жизни» (1905–1906) под псевдонимом Д. Мирон Пасманик напечатал автобиографический роман «История еврейского интеллигента», а в 1926 г. издал мемуары «Революционные годы в Крыму». Пасманик также публиковал работы по медицине в специальных изданиях на немецком и французском языке.
Электронная еврейская энциклопедия
|