В. О. Португалов.
С фотогр. 1860-х г.г. Архив Революции СССР
Португалов, Вениамин Осипович, врач, публицист, сын лубенского купца. Родился в Полтаве в 1835 г. По окончании
1-й Полтавской гимназии поступил в 1854 г. в Харьковский ун-т; был участником и библиотекарем тайного студенческого общества, организованного Бекманом, Муравским и др. в 1855 г. Участвовал в студенческих беспорядках в 1858 г., после чего перевелся в Киевский ун-т. Принимал участие в первой воскресной школе, организованной Пл. В. Павловым. В февр. 1860 г. арестован в Киеве по делу указанного общества и 23 февр. т. г. заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, откуда 24 июня т. г. отправлен в III Отделение и, после строгого внушения и вменения в наказание содержания в крепости, получил разрешение перейти в Казанский ун-т, который окончил со званием лекаря. Жил в Пирятине, занимаясь медицинской практикой. 5 сент. 1862 г. вторично арестован за участие в политических кружках с украинофильским направлением и 13 сент. т. г. заключен в Петропавловскую крепость, из которой 31 дек. т. г. отправлен к петербургскому обер-полицеймейстеру для отправления в Шадринск (Пермской губ.), куда выслан под надзор полиции по постановлению 27 дек. т. г. высочайше учрежденной следственной комиссии. Водворен в Шадринске 19 янв. 1863 г. В 1865 г. получил разрешение выезжать из Шадринска в смежные уезды для лечения больных, но за "вредное влияние" (столкновение с губернатором) лишен права отлучек с места жительства и в 1866 г. переведен в Чердынь; в 1868 г. был городским
врачом в Красноуфимске. В 1869 г. был врачом на Пермских, а в 1870 г. на Уральских горных заводах; в том же году уволен по прошению со службы по горному ведомству. В 1876 г. служил в Самарской губернской земской больнице и в том же году освобожден от надзора. В 1872 г получил разрешение на въезд в столицы. В 1874 г. служил губернским земским
врачом в Вятке. Осенью т. г. арестован и отправлен в Казань; освобожден в мае 1875 г.; по освобождении служил в Черкасах (Бугурусл. уезда), затем — в Самаре. С конца 1860-х г.г. — деятельный сотрудник столичных и провинциальных изданий по вопросам общественной медицины. Принимал деятельное участие в работе по холерной эпидемии 1892 г. Ум. 20 окт. 1896 г. в Самаре.
Деятели
революционного движения в России:
Биобиблиографический словарь: От
предшественников декабристов до падения
царизма: [В 5 т.]. — М.: Изд-во Всесоюзного
общества политических каторжан и ссыльно-поселенцев,
1927-1934.
http://slovari.yandex.ru/dict/revoluc
Португалов
Вениамин Осипович. Родился в Полтаве в 1835 г.
в купеческой семье. В 1854 г. поступил в
Харьковский университет. С 1856 г. член
Харьковского тайного общества,
организованного Бекманом и Муравским. В 1858
г. исключен из университета за участие в
студенческих выступлениях. В 1859 г. поступил
на медицинский факультет Киевского
университета, где тоже с друзьями создал
тайное общество. Распространял
революционно-демократическую литературу
среди студентов, слушателей духовной
академии. В 1860 г. арестован и после 6-месячного
заключения в Алексеевском равелине выслан
в Казань. Там закончил университет и
продолжал пропагандистскую деятельность. В
1861-1862 гг. работал врачом в Пирятине. В
сентябре 1862 г. арестован в Полтаве за связь
с членами местной громады. После 5-месячного
заключения в Петропавловской крепости
выслан в Пермскую губернию.
Коломеер
Михаил Соломонович - "Люди земли
Полтавской"
ПОРТУГАЛОВ Вениамин Осипович (1835, Полтава, – 1896, Самара), русский врач и публицист. Родился в зажиточной еврейской купеческой семье. Учился на медицинских факультетах Харьковского и Киевского университетов. За участие в студенческих волнениях был исключен. В 1860 г. окончил медицинский факультет Казанского университета. Начал врачебную деятельность в Полтавской губернии. За участие в нелегальных революционных кружках и распространение «малороссийской пропаганды» был в 1862 г. арестован, заключен в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Пермскую губернию, где служил врачом в разных поселениях. В 1871 г. ему разрешили жить в Самаре. Здесь Португалов работал до конца жизни. Активно участвовал во всех просветительных и благотворительных начинаниях (например, организовал народные чтения в Самарском городском театре). Португалов сыграл выдающуюся роль в развитии земской медицины и санитарного дела (первым выдвинул идею специальной подготовки санитарных врачей). В публицистической (свыше двухсот статей и монографий) и практической деятельности Португалов следовал идеям народничества. Он был одним из пионеров лечения алкоголизма и борьбы с ним в России (выпустил брошюры: «Пьянство — пагуба человека», «Пьянство как социальный недуг», «Борьба с алкоголизмом» и другие). По еврейскому вопросу Португалов придерживался крайне ассимиляторских (см. Ассимиляция) взглядов. Еще в молодости он проникся народническими представлениями о губительной роли евреев в хозяйственной жизни российского крестьянства. Эти представления легли в основу догматов иудеохристианского движения 1880-х гг. (Духовно-библейское братство, см. Я. Гордин, Новый Израиль), одним из видных участников которого стал Португалов. В еврейских погромах 1880-х гг. Португалов видел выражение протеста крестьян и городской бедноты против социальной несправедливости, а решение еврейского вопроса считал возможным при осуществлении социально-религиозной реформы быта евреев на началах общечеловеческой религии, освобожденной от обрядности (точнее, на началах русского сектантства). По мнению Португалова, еврейство может существовать и развивать культуру и цивилизацию, лишь растворившись в европейских народах (подразумевался русский). Португалов призывал правительство бороться с еврейским ритуалом; в «Судебной газете» (1894) он требовал репрессий со стороны властей против обрезания, халицы (см. Левиратный брак и халица), шхиты (см. Убой ритуальный) и других еврейских обрядов. Его желание преобразовать на сектантский лад еврейскую жизнь, о которой он имел весьма смутное представление, вызвало отрицательную реакцию еврейской общественности, отразившуюся в полемике в русско-еврейской периодической печати. Сыновья Португалова: Осип (1866–?), писатель-мемуарист, присяжный поверенный; Виктор (1873–1930), публицист (основной псевдоним Маловер Ф.; с ним полемизировал В. Ленин), деятель конституционно-демократической партии; после октябрьского переворота в эмиграции, входил в организованный Б. Савинковым Народный союз защиты родины и свободы; Юлий (1876–?), психолог, публицист; Михаил (1879–1927), историк литературы, директор Музея И. Тургенева в Орле.
Электронная еврейская энциклопедия
Португалов Вениамин Осипович (1835, Полтава - 1896, Самара), врач, публицист, общественный деятель. Учился на медицинских факультетах Харьковского (1854-1858) и Киевского университетов (с 1859), участвовал в организации воскресных школ в Киеве. За участие в студенческих волнениях 1860 г. был исключен из университета. В 1862 г. окончил медицинский факульт Казанского университета, работал врачом в Полтаве, в том же году за участие в нелегальных революционных кружках был арестован и заключен в Петропавловскую крепость, затем сослан. Жил в Шадринске и Чердыни Пермской губ., где занялся публицистикой: первый очерк «Шадринск и Чердынь» был опубликован в «Архиве судебной медицины», позднее печатал статьи в «Деле» и «Неделе» (главным образом по вопросам гигиены). Красноуфимский городовой врач, затем заведующий горнозаводскими врачебными участками на Урале, изучал быт и состояние здоровья рудокопов. Результатом исследований стал очерк «Гигиена рудокопов». В 1870-1880 гг. земский врач в Камышлове, Самаре, Вятке, Бугуруслане. Сотрудничал в журналах «Русское богатство», «Русская мысль», «Вестник воспитания», «Медицинский вестник», «Русская жизнь», «Страна», «Молва» и др. Одним из первых в России при лечении алкоголизма стал делать больным подкожные впрыскивания стрихнина. Автор популярных брошюр о пьянстве («Пьянство - пагуба человека», «Пьянство как социальный недуг», «Борьба с алкоголизмом» и др.). В последние годы жизни занимался устройством народных чтений в Самарском городском театре. Автор трудов «Вопросы общественной гигиены» (1874) и журнальных статей: «Пособие для фельдшеров», «Юдаизм и наука», «Знаменательные движения в еврействе», «Оздоровление городов», «Однобокая гигиена» и др.
Мучник
A.M.
Євреї і Полтавщина. Історія... Імена... Долі...
Полтава: «Оріяна», 2005. Стор. 71
Посилання
на сторінку/ссылка на страницу:
|