Есть
в нашем городе сквер, который мил сердцу
всех полтавчан. Весело шумят листвой
стройные берёзки, гордо красуются зелёные
ёлочки. Когда приходит осень, порывы ветра
срывают с берёз одежду, и всё вокруг
покрывается позолотой. Маленькие дети
любят ворошить ножками листву. Ещё они
любят залезать на скамейку, где сидит
небольшого роста пожилой человек, и
смотреть в голубые-голубые слезящиеся, но
всё-таки весёлые глаза. Бывает, он взмахнёт
руками так, как отгоняют чирикающих
воробьев, но дети не боятся, не убегают от
этого дедушки - очень большое доверие
внушает он. Изредка расскажет он сказку о
том, как из полена старичок выстругал
топором остроносого мальчишку, которого
знает детвора всего мира, и зовут его
Буратино. Или расскажет о том, как другой
мастер вылепил из куска глины прекрасного
принца и красавицу девушку, и как те долго-долго
любили друг друга.
Иногда
берёзки плачут. Сладкий сок по канальцам
медленно стекает на землю: нет больше этого
хорошего дедушки; такие были славные сказки
и печально почему-то они закончились.
За
этой красотой природы, за детьми наблюдает
с постамента великий поэт, изваянный руками
этого пожилого человека.
Кто
этот скульптор, чем вошёл в сердца
маленьких детей и взрослых людей этот
человек, который часто сидел на скамейке?
Николай
Григорьевич Коган родился в декабре 1929 года
в селе Лозовая Павловка на Луганщине в
семье рабочего. Недалеко от поселка строили
доменную печь и для этого привозили на
подводах и машинах строительные материалы,
а ещё - глину. Юного Николая всегда тянуло к
ней, особенно к пластической глине, этому
незаменимому строительному материалу,
который так легко поддаётся малейшему
давлению пальца, послушному формующему
воздействию руки. Он приносил в школу
фигурки людей, животных, вылепленные своими
руками, и раздаривал всем желающим.
Учительница рисования, пожилая, влюблённая
во всё прекрасное, вызвала Колиного отца и
настойчиво рекомендовала учить сына
рисованию и скульптуре - уже тогда в этих
незамысловатых работах мальчика
чувствовался будущий мастер.
Профессиональное
образование Николай получает в
Ворошиловградском художественном училище
в 1949-1957 г.г. у таких опытных педагогов, как А.
М. Куликов и Г. X. Дидура. Здесь оттачивается
его мастерство, здесь рождается уже зрелый
мастер скульптуры, графики, рисования.
Новый
творческий период начинается тогда, когда
Николай Коган приезжает в Полтаву. Были,
конечно, трудности, но рядом с ним -
необыкновенно милая, верная Тамила
Григорьевна. Это была замечательная семья.
Здесь у них появилась любимая дочь Элла,
кстати, унаследовавшая талант отца,
впоследствии ставшая отличным художником.
Вспоминает
Заслуженный художник Украины Николай
Васильевич Подгорный:
"С
Николаем мы познакомились в начале
шестидесятых годов. Он был старше меня. Мы,
более молодые, с большим уважением
воспринимали его советы. Стремления
предлагать свои работы на вернисажи,
выставки у нас не было. Он же советовал и
даже настаивал, чтобы мы это делали. Ведь, по
его словам, это путь к совершенствованию.
Позже мы убедились в его правоте.
Николай
Григорьевич был очень весёлым, добродушным,
необыкновенно талантливым человеком. Не
любил шушуканья за спиной. Удивительно, но у
него находились недруги. Правда, там, где
талант, всегда найдутся завистливые
людишки, мнящие себя прорицателями и
специалистами в искусстве.
Мы
неоднократно представляли Н. Г. Когана на
присвоение ему звания "Заслуженный
художник Украины", но всякий раз в этом
отказывали, очевидно, по причине его
национальной принадлежности. Такая царила
неразумная политика.
Срипка. 1968.
Все
работы мастера наполнены
одухотворённостью и глубокой
человечностью. Например, в Полтавской
художественной галерее выставлен
замечательный скульптурный портрет
Бетховена ("Аппассионата"),
запоминается "Скрипка" - скульптура
солдата, прижимающего, как ребенка, к груди
изуродованный войной инструмент.
С большим мастерством выполнены памятник Г.
С. Сковороде, лирическая "Козочка" и
многие-многие другие."
Одной
из главных работ в творческой жизни Николая
Григорьевича, как считал и он сам, был
памятник А. С. Пушкину в Берёзовом сквере
нашего города. Его появлению в уютном
уголке Полтавы предшествовала большая
научная работа. Об этом рассказывает
соавтор проекта архитектор Геннадий
Яковлевич Зильберблик:
"Николай
Григорьевич, прежде чем приступить
вплотную к созданию памятника, многие дни и
часы проводил в Пушкинском музее в Москве,
побывал в доме на Фонтанке в Ленинграде, где
поэт сказал последние два слова "жизнь
кончена"; ездил в Тригорское, где нашла
вечный покой его мятущаяся душа; в
художественных галереях изучал фотографии,
картины, литографии, воспоминания
современников поэта. Некоторые главы из "Полтавы"
скульптор перечитывал несколько раз, ведь
образ, создаваемый ещё в глине, должен был
слиться напрямую с атмосферой, где жили,
страдали Кочубей, Мария, Мазепа, где
радовался победам Петр I.
Помните?
На
холмах пушку, присмирев.
И се - равнину оглашая
Далече грянуло УРА:
Полки увидели Петра.
И он промчался пред полками,
Могуч, и радостен, как бой...
Эта
подготовительная работа длилась несколько
лет. Вылеплена одна, другая фигура поэта -
нет, не подходит, не нравится, и молотком
разрушается кропотливый труд для того,
чтобы создать новый вариант, лучший".
Вместе
с архитектором необходимо было
спроектировать вокруг памятника ансамбль:
скамейки, похожие на те, которые стоят в
Петергофских парках; похожую ограду,
светильники, нужно было создавать
атмосферу, в которой жил поэт. Они вдвоём,
скульптор и архитектор, подолгу обсуждали,
где установить памятник: то ли при входе в
скверик, то ли в глубине его. Наконец,
остановились на оптимальном - там, где стоит
памятник и сейчас.
Решено
было подарить работу городу. Ни о каком
гонораре не было и речи. Проект памятника не
был ещё полностью завершён, а уже началась
обычная гонка - городские власти спешили с
открытием, желая приурочить его ко дню
рождения А. С. Пушкина. Их проект был признан
лучшим на конкурсе. И всё же, в кулуарах
совета люди, имена которых и называть не
хочется, высказывались так: "Интересно
получается - два еврея создают памятник
великому русскому поэту". Помогли
городские власти, многие строительные
организации. Началась работа.
Каждый
раз, когда отмечается годовщина великого
поэта, у памятника в скверике собирается
много людей. Они приходят по зову сердца, а
не по указанию свыше. Кстати, те, кто выше,
зачастую и не приходят вообще. Какие
замечательные лица у людей вокруг, как
много молодежи! Играет музыка, полтавские
поэты читают стихи, барды под гитару поют
свои песни. Праздник ожидает каждого, кто
обращается к Пушкину, кто испытывает
душевную потребность побеседовать с ним,
кто с доверием и благодарностью принимает
завещанное им наследство.
При
этом всегда рядом витает и образ
полтавского скульптора, который увековечил
в бронзе для полтавчан гениального поэта.
...
Когда болезнь уже не давала возможности
ваять, Николай Григорьевич перешёл на
живопись, рисовал красками. В здании
Полтавского Хеседа "Нефеш" висят
работы мастера - его подарки: с портретов
смотрят великий еврейский писатель Шолом-Алейхем,
мудрый человек Илья Эренбург с вечной
трубкой во рту; Леонид Коган, кажется,
проведёт смычком, и польётся волшебная
музыка; Соломон Михоэлс у кромки занавеса
наблюдает за игрой актёров своего
еврейского театра. Здесь же дорогой сердцу
художника пейзаж: река, лес, пригорок,
освещённый солнцем.
Болезнь
мастера усилилась, жена Николая
Григорьевича - опытный медработник - все
трудности по лечению и уходу взяла на себя.
Рано утром, когда персонал больницы ещё
спал, она появлялась в палате, чтобы умыть
мужа, переодеть, покормить. Лишь к ночи
покидала больничную палату. Оставшись одна
после смерти скульптора, Тамила
Григорьевна уехала в Америку к их дочери,
зятю, внучке.
Кажется,
совсем недавно в Берёзовом скверике сидел,
опершись на палку, небольшой человек с
сильными руками штангиста. В его глазах
отражалось голубое небо.
В
холодный декабрьский день 1997 года
состоялось последнее свидание мастера с
поэтом... Дальше - в небытиё.
В. Чазова,
М. Спарбер. Чтобы
помнили. - Полтава, АСМИ, 2001. Стор. 63-66