Михайло Матвійович Бородай

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Особистості - Б; Театральні діячі, актори
 Версія для друку   На головну

Бородай, Михаил Матвеевич (1853-1929), русский театральный деятель, антрепренер, организатор актерских товариществ.

Родился в 1853 в крестьянской семье в Полтавской губернии. С детства был увлечен сценой, с семнадцати лет служил в харьковском театре Н. Н. Дюкова библиотекарем, исполнял небольшие роли, занимал должность кассира, принимая участие и в административном ведении дел, затем выполнял схожие обязанности в оперных антрепризах Харькова, в том числе в антрепризе П. М. Медведева, а также у Г. М. Коврова в Саратове и Воронеже.

Уже имея репутацию сильного администратора, Бородай принял участие в организации актерского товарищества под управлением Н.Н. Синельникова в Воронеже в 1886. Стремление Бородая сделать "сбор во что бы то ни стало" привело к конфликту с Синельниковым и уходу последнего из товарищества с частью труппы. С 1888 Бородай номинально считался распорядителем Харьковского актерского товарищества, но по существу был его полновластным директором: "ведал хозяйством, вел счетную часть, имел дело с городскими властями, читал все пьесы, составлял репертуар, раздавал роли, обсуждал с декоратором обстановку".

В 1893-1901 Бородай снимал театры в Казани и Саратове; собрав драматическую и оперную труппы, он менял их местами в середине сезона, так что каждый из городов получал половину оперного и драматического сезонов. Кроме того, его труппы гастролировали почти каждую весну в Харькове, почти каждое лето в Полтаве и Екатеринославе.

Вторая половина 1890-х годов — зенит деятельности Бородая. Товарищества представляли собой его личные предприятия, он собирал первоклассных актеров — среди них М. М. Петипа, И. М. Шувалов, М. И. Велизарий, К. Н. Яковлев и др.; опирался на молодежь, в его Казанско-Саратовском актерском товариществе играли В. И. Качалов, Н. А. Смирнова, Н. Н. Литовцева, А. С. Кошеверов. Впрочем, Бородай не стремился к созданию прочной долговременной труппы, напротив, рассчитавшись в конце сезона со всеми участниками товарищества, каждый год организовывал его заново. По свидетельству современников, Бородай "прекрасно знал актеров и умел с ними ладить", мог увлечь каждого и "использовать в интересах дела".

В репертуар товариществ Бородая входили почти весь А. Н. Островский, Н. В. Гоголь и А. С. Грибоедов, Х. Ибсен, У. Шекспир, Фр. Шиллер, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Г. Гауптман, Г. Зудерман, Э. Ростан, Э. Скриб, В. Сарду.

С 1901 Бородай держал преимущественно оперные труппы: снимал театр "Эрмитаж" в Москве, где организовывал спектакли с участием Ф.И.Шаляпина (1901); потерпел ряд коммерческих неудач в Киеве (1902-1906); затем образовывал оперные товарищества в Тифлисе, Екатеринодаре, Иркутске, где впоследствии и обосновался. После октября 1917 выполнял административные обязанности в иркутском театре.

Умер Бородай в Иркутске в 1929.

Литература:

Словарь сценических деятелей, вып. 2. СПб, 1899

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/0/0f/1009117.htm

 

Хостинг от uCoz