Хе-Халуц
|
Меню:
Молодіжні організації; Єврейська громада
|
ХЕ-ХАЛУ́Ц (הֶחָלוּץ, `первопроходец`, `пионер`), молодежное движение, целью которого была подготовка еврейских юношей и девушек к поселению в Эрец-Исраэль. Идея такого движения начала зарождаться после прокатившейся в 1881 г. по России волны погромов; определенное влияние на формирование этой идеи оказала народническая идеология. Возникшие в эти годы общества (Билу, призывавшее к поселению в Эрец-Исраэль, и Ам-‘олам, выступавшее с идеей поселения в США) требовали от своих членов непосредственного участия в поселенческой деятельности в рамках коллективных или кооперативных поселений и таким образом были предшественниками движения Хе-Халуц. Первые группы Хе-Халуца возникли в начале 20 в. Становлению движения способствовал призыв М. Усышкина в 1905 г. к созданию «общееврейской рабочей организации, члены которой — здоровые телом и душой холостые юноши и девушки — примут на себя обязательство провести три года в сельскохозяйственных поселениях Эрец-Исраэль, где они будут солдатами еврейского народа, однако их оружием будут не сабля и винтовка, а плуг и лопата». Под разными названиями движения такого рода возникли в различных странах: Хе-Халуц (см. ниже) — в США, Билуим хадашим (`Новые билуйцы`), Хе-Халуц и другие — в России и т. д. Популярности этих групп способствовали обращенные к еврейской молодежи призывы лидеров поселенцев в Эрец-Исраэль (А. Д. Гордона в 1904 г., И. Виткина в 1905 г., и других) принять участие в создании сельскохозяйственных поселений в стране; эмиссары из Эрец-Исраэль вели активную пропагандистскую деятельность в среде еврейской молодежи в странах рассеяния. Летом 1906 г. движение Це‘ирей Цион провело конференцию Билу‘им хадашим, которая поставила перед членами организации цель — переселиться в Эрец-Исраэль и заниматься там физическим или умственным трудом и изучать иврит и арабский языки. В 1913 г. на 11-м Сионистском конгрессе Це‘ирей Цион приняло решение о создании Российско-польского центра, среди задач которого — подготовка халуцим, намеревающихся поселиться в Эрец-Исраэль. На конференции Це‘ирей Цион в России (Вильна, апрель 1914 г.) было решено организовать группы халуцим и создать для них фонд взаимопомощи. Из-за 1-й мировой войны деятельность движения почти прекратилась, исключение составляли США и Россия. В России Февральская революция 1917 г. открыла новые возможности для сионистской деятельности. Опубликованная в газете «Еврейская жизнь» в апреле 1917 г. статья И. Бен-Цви о движении Хе-Халуц вызвала широкий отклик среди еврейской молодежи. Вторая конференция Це‘ирей Цион (Петроград, май 1917 г.) приняла резолюцию, призывавшую к «воспитанию еврейской молодежи в духе халуцианской идеи» и к организации групп Хе-Халуца, которые «заложат фундамент еврейской национальной жизни в Эрец-Исраэль». Опубликованная в ноябре 1917 г. Бальфура Декларация ускорила рост движения — новые группы халуцим возникали в России, Польше, Литве, Латвии, Галиции, Бессарабии и других регионах. С течением времени разрозненные группы создали местные объединения, которые, в свою очередь, объединились во всемирное движение Хе-Халуц. В январе 1918 г. в Харькове собрался учредительный съезд российского движения Хе-Халуц. На съезде возникли разногласия между «идеалистами» (считавшими, что Хе-Халуц должен стать авангардным движением, на которое будут возложены задачи огромной значимости для сионистского движения) и «материалистами» (рассматривавшими движение просто как организацию еврейских трудящихся, намеревающихся поселиться в Эрец-Исраэль). И. Трумпельдор активно занимался созданием групп Хе-Халуца в России. В начале 1918 г. была создана организация Хе-Халуц в Минске. На конференциях сионистских организаций и групп Хе-Халуца в июле и сентябре 1918 г. было решено, что Хе-Халуц будет беспартийным сионистским движением, ряды которого будут открыты для молодых людей, достигших 18-летнего возраста, признающих иврит своим национальным языком и готовящихся к поселению в Эрец-Исраэль. 6 января 1919 г. в Москве состоялась конференция движения, в которой участвовали представители 23-х групп Хе-Халуца, в том числе из Центральной России и Белоруссии. На конференции Трумпельдор призвал к созданию «военного Хе-Халуца» численностью в десять тыс. человек, который сменит британский гарнизон в Эрец-Исраэль. Конференция приняла ряд принципиальных решений: Хе-Халуц — беспартийная организация трудящихся, намеренных поселиться в Эрец-Исраэль, чтобы жить там собственным трудом; организация будет готовить своих членов к жизни в Эрец-Исраэль, обеспечивать их доставку и способствовать их абсорбции в стране; конечная цель движения — еврейский национальный суверенитет в Эрец-Исраэль; движение подчиняется решениям Сионистских конгрессов. В 1919 г. на 1-м съезде Хе-Халуца председателем движения был избран Трумпельдор (он предложил ввести военную подготовку для членов движения); местом нахождения Исполнительного комитета Хе-Халуца был определен Минск. В марте 1920 г. Трумпельдор погиб при защите Тель-Хая; его образ навсегда остался символом движения. Несмотря на гражданскую войну, число участников движения быстро росло (120 групп Хе-Халуца), но начался период неорганизованной алии: различными путями — через румынскую и польскую границы, через страны Прибалтики, через Кавказские горы и Черное море халуцим добирались до Эрец-Исраэль. Этот процесс отрицательно сказался на развитии движения. В октябре 1920 г. состоявшаяся в Харькове вторая конференция Хе-Халуца подчеркнула необходимость соответствующей подготовки халуцим перед отправкой в Эрец-Исраэль. В последующие годы продолжался быстрый рост Хе-Халуца, хотя многие из его отделений утратили контакты с центральным руководством. Так, в частности, украинский центр Хе-Халуца в Одессе действовал самостоятельно. В 1920-х гг. важный центр сельскохозяйственного обучения халуцим — Мишмар ха-Волга действовал в Саратове; позднее этот центр переместился в Ярцево близ Москвы; переселившиеся в подмандатную Палестину члены этого центра создали Гдуд ха-‘авода (рабочий батальон) имени И. Трумпельдора. Консолидация советского режима в России постепенно привела к полному запрету деятельности Хе-Халуца; немалую роль в этом процессе сыграла Евсекция. В марте 1918 г. на просьбу руководства движения к советским властям официально разрешить деятельность Хе-Халуца на территории страны (не включавшей в то время Украину и Белоруссию) был получен уклончивый ответ, что движение не нуждается в разрешении, если его деятельность не противоречит закону. В этот период существование учебных сельскохозяйственных центров Хе-Халуца соответствовало официальной политике «продуктивизации» труда евреев, потерявших источники средств существования, и потому иногда власти даже побуждали Хе-Халуц продолжать обучение евреев сельскохозяйственным работам. Однако участники 3-й конференции Хе-Халуца (январь 1922 г., Харьков), в работе которой принимали участие представители России, Белоруссии и Украины, были арестованы. Тем не менее организация продолжала свою деятельность, и в конце 1922 г. в Крыму была создана учебная ферма «Тель-Хай». В сложившейся обстановке в движении появились разногласия. Часть членов Хе-Халуца настаивала на необходимости адаптации движения к государственной идеологии с тем, чтобы получить согласие властей на продолжение его деятельности, в то время как другие считали, что Хе-Халуц должен сохранить свой беспартийный характер и отмежеваться от коммунистической идеологии. В апреле 1922 г. в Москве собрался Совет Хе-Халуца, принявший программу, в одном из пунктов которой Хе-Халуц определялся как органическая часть еврейского и международного пролетариата, признающая неизбежность классовой борьбы и готовая бороться с капитализмом во всех его проявлениях. Совет также постановил, что те члены движения, которые не разделяют идеологию квуцы (см. Киббуц) и по переселении в Эрец-Исраэль намереваются стать членами мошав овдим (см. Мошав), не будут допускаться в учебные центры Хе-Халуца. Эти решения вызвали острые разногласия в движении; Д. Бен-Гурион, который в это время в качестве делегата Хистадрута был гостем сельскохозяйственной выставки в Москве, попытался уладить разногласия, но безуспешно. К августу 1923 г., когда Хе-Халуц получил официальное признание советских властей, движение было расколото на две фракции — легальную «Гехалуц СССР», разделявшую идеологию классовой борьбы и коммунистического коллективизма, и нелегальную «Национально-трудовую организацию Хе-Халуц», которая видела в Хе-Халуце еврейское национальное рабочее движение. Легальная фракция стремилась использовать все возможности, вытекавшие из ее статуса. Были открыты многочисленные официальные отделения организации (за исключением Украины и Белоруссии, на территории которых официальное разрешение на деятельность организации не распространялось), стал издаваться печатный орган «Хе-Халуц» (тираж три тысячи экземпляров), в котором, среди прочего, публиковались новости из Эрец-Исраэль. Члены организации принимали участие в официальных демонстрациях (1 Мая, годовщина Октябрьской революции), на которых они несли сионистские лозунги и пели сионистские песни. Хе-Халуц присоединился к организациям, ставившим своей целью содействие созданию еврейских сельскохозяйственных поселений в России (см. ОЗЕТ), ведя внутри этих организаций борьбу с тенденцией превращения их в инструмент против алии. Были созданы новые учебные сельскохозяйственные центры, как, например, «Ма‘ян» в Крыму. Действовавшая в подполье нелегальная фракция также сумела создать несколько учебных центров, в частности, «Мишмар» в Крыму (1924) и «Билу» в Белоруссии (1925). К концу 1925 г. общая численность членов обеих фракций составила 14 тыс. человек. 1926 г. был поворотным пунктом в деятельности российского Хе-Халуца. Вследствие разразившегося в Палестине экономического кризиса многие халуцим, разочарованные действительностью в стране, в том числе некоторые из членов Гдуд ха-‘авода (см. выше), вернулись в Россию. Параллельно этому еврейские сельскохозяйственные поселения в Советском Союзе достигли значительных успехов, так что многим членам Хе-Халуца стало казаться, что именно такие поселения — верный путь к широкомасштабной «продуктивизации» труда российского еврейства (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922–41 гг.). Однако вскоре советские власти начали преследовать движение, включая его легальную фракцию, которую формально запретили в 1928 г. Учебные центры движения были распущены. Постепенно движение было полностью искоренено, хотя попытки сохранить его продолжались до 1934 г. В 1930-х гг. те члены организации, которым не удалось покинуть Советский Союз, отбывали тюремное заключение или ссылку, и многие из них погибли в ходе массовых «чисток». Среди расстрелянных был Шмуэль Шнеурсон, один из лидеров нелегальной фракции, вернувшийся в Россию из Палестины в 1926 г., чтобы принять участие в подпольной деятельности движения. Российский Хе-Халуц оказал огромное влияние на развитие движения за пределами страны. Сотни халуцим из советской России, двигавшиеся в Эрец-Исраэль через страны Восточной Европы и Прибалтики, значительно помогли развитию движения в этих странах. Подавление Хе-Халуца в России было тяжелым ударом по сионистскому движению, однако далеко не означало прекращения деятельности организации, которая к этому времени приняла мировой размах. В 1921 г. региональные конференции Хе-Халуца состоялись не менее чем в 25-ти странах Восточной, Центральной и Западной Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и Северной и Южной Америки. В период между двумя мировыми войнами Хе-Халуц фактически был частью сионистского рабочего движения. Электронная еврейская энциклопедия
Посилання на сторінку/ссылка на страницу:
|