Тихон (Клітін Павло)

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Особистості - КОсобистості - Т; Освітяни; Релігійні діячі; Єпископи 
 Версія для друку   На головну

Тихон (Клитин Павел) (1835 - 05.12.1896). Русская Православная Церковь, епископ.

Родился в 1835 году в семье священника с. Язвены, Юхновского уезда, Смоленской епархии.

В 1855 году окончил Смоленскую Поречскую духовную семинарию.

15 июля 1860 г. определен в число братии Ордынской Поречской пустыни и был назначен учителем и регентом певчих Смоленского архиерейского дома.

13 августа 1862 года пострижен в монашество, 26 сентября рукоположен во иеродиакона, а 22 октября - во иеромонаха.

В 1863 году поступил в СПБ духовную академию, которую окончил в 1867 году и был назначен и.д. бакалавра Казанской духовной академии.

Был профессором по кафедре Св. Писания.

В 1870 году получил степень магистра богословия.

19 апреля 1875 года возведен в сан архимандрита и 9 июля назначен ректором Самарской семинарии.

С 28 сентября 1882 г. - настоятель Черниговского Елецкого монастыря.

С 27 мая 1885 года переведен в Домницкий монастырь.

С 21 марта 1888 года - настоятель Новгород-Северского Преображенского монастыря.

21 февраля 1891 года назначен членом СПБ духовного цензор. комитета.

26 апреля 1892 года хиротонисан во епископа Муромского, вик. Владимирской епархии.

С 30 ноября 1895 года - епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии.

С 15 ноября 1896 года назначен епископом Оренбургским и Уральским, но не доехав до епархии на пути скончался 5 декабря 1896 года. (В БЭС т.II, стб. 1372 ошибочно указан год кончины 1903-й. См. "Церковн. Ведомости" 1897, № 1).

Духовный писатель.

Преосвященный Тихон светлая личность с истинно христианской душой, он отличался необыкновенной добротой и бескорыстием, так что, по отзыву знавших его, он все получаемое раздавал нуждающимся и сам нередко оставался буквально без копейки. Одежда его ничем не отличалась от самого бедного монаха и нередко выглядела очень поношенной, что давало другим возможность ложно говорить о небрежности и нечистоплотности этого архиерея.

По выражению одного высокого иерарха, Преосвященный Тихон был по жизни "праведный".
Вот что рассказывает житель Иваново-Вознесенска Александр Константинович о благодатной силе молитвы епископа Тихона:

"В 1893 году я был в гор. Владимире у родственников своих, оставшихся после умершего брата моего Ивана Васильевича Константинова.

В воскресный день, 17 июня, отстоял раннюю обедню в кафедральном соборе, а к поздней литургии намеревался идти в женский Княгинин монастырь, где почивают мощи св. мученика Авраамия; там к началу поздней обедни, ждали крестного хода с иконой Боголюбской Божией Матери.

Утро 17 июня выдалось жаркое, тихое... Ни малейшего ветерка. Солнце палило с безоблачного неба. Накануне вечером была такая же погода, и в раскаленном воздухе появилась саранча, летела она в небольшом количестве по одному направлению, на утро же с восходом солнца неслась такой сплошной массой, что на всех наводила страх и трепет. Полет ее был на высоте домов. Саранча - это большая муха, похожая на майского жука, только немного крупнее.

Когда я пришел в женский монастырь, то увидел в ограде множество народа, приблизительно до тысячи человек, и все, снявши шапки, в ужасе смотрели на летевшую тучей саранчу.

Многие набожно крестились, особенно крестьяне, и говорили: "Гнев Божий постиг нас за грехи наши!" Другие с горькими слезами на глазах, дрожащим голосом вторили им: "Вон беда летит, сядет и все пожрет, поля и сады; опять голод будет!"

С таким замиранием сердца и ужасом смотрели все на этот полет саранчи, предвидя в нем большие несчастия и бедствия.

Я поговорил об этом с монахами, просил их помолиться об избавлении города и окрестностей от надвигавшихся бедствий. Мне ответили монахини, что они поймали несколько штук саранчи, решили показать епископу Тихону и просить его святой молитвы.

Вскоре прибыл ожидаемый крестный ход, и владыка Тихон, взглянув на саранчу, начал в соборе монастыря позднюю литургию.

На правом клиросе пел архиерейский хор певчих, а на левом пели монашенки.

Управляемый регентом А.Е. Ставровским, архиерейский хор пел замечательно хорошо, торжественно и стройно. Вот запели "Херувимскую" песнь... Вдруг в соборе потемнело. Я пришел в недоумение: что это значит? Минут через пять слышу глухие раскаты грома, затем раскаты грома усилились, засверкала молния. Я положительно недоумевал: откуда гром? откуда молния?... менее часа назад стояла жара, дышать был нечем и небо было чистое...
Во время причастного стиха вышел из храма, и что же? - буря... дождь льет, как из ведра... молния кругом и гром почти непрерывны... вода разлилась так, что по мостовой идти нельзя...
К двум часам дня все утихло, и солнце снова осветило ликующую и смытую дождем природу... Куда девалась саранча - этот надвигающийся бич?... Никто ее после того не видал.

Труды:

"Статьи (библиографии): на сочинение проф. А.В. Вадковского: "О двух посланиях св. апостола Павла к Тимофею". "Прав. Собес." 1870.

"Статьи на сочинение проф. Порфирьева": "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях". "Прав. Собес." 1873.

"О вариантах в книгах Нового Завета". "Прав. Собес." 1871.

"Опыт объяснения книг Священного Писания из записок на книгу "Исход". "Прав. Собес." 1874.

Благотворительный фонд "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7448

   

Посилання на сторінку/ссылка на страницу:

 

 

 

Хостинг от uCoz