Георгій (Ярошевський)

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Особистості - Г; Особистості - Я; Освітяни; Релігійні діячі; Єпископи
 Версія для друку   На головну

Георгий (Ярошевский) (18.11.1872 - 08.02.1923). Русская Православная Церковь, Польская Православная Церковь, митрополит.

Родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии.

В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата бого-словия и оставлен профессорским стипендиатом при той же академии.

В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии.

24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха.

В 1901 году за свой труд "Соборное послание Св. Апостола Иакова" получил степень магистра и определен смотрителем Калужского духовного училища.

1902 г. - инспектор Могилевской духовной семинарии.

1903 г. - ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита.

1 июля 1906 г. - хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии.

С 1 февраля 1908 г. - епископ Прилуцкий, вик. Полтавской епархии.

С 19 ноября 1910 г. - епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии.

С 22 ноября - ректор СПб духовной академии.

С 13 мая 1913 года - епископ Калужский и Боровский.

С 1914 г. - почетный член СПб духовной академии.

С 6 июля 1916 г. - епископ Минский и Туровский.

С 1916-1918 гг. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий.

Выступал против учреждения патриаршества.

12 декабря утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии.

12/25 апреля 1918 года возведен в сан архиепископа.

В 1919 году эмигрировал с Добровольческой армией в Сербию, оттуда переехал в Италию, затем в 1921 г. в Польшу.

В 1922 году, когда Польское правительство решило установить в своем государстве автокефалию Церкви, тогда он был вызван из Италии и назначен на Варшавскую кафедру с условием, чтобы он содействовал установлению автокефалии Православной Церкви в Польше.
Удовлетворяя просьбу Польского правительства, об образовании автокефалии, Св. Патриарх Тихон назначил архиеп. Георгия своим временным Экзархом в Польше. Но еп. Георгий принял иной курс, чем мыслил Патриарх Тихон.

В январе 1922 года он вместе с еп. Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архиеп. Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.

В это время польский посол в Москве настоятельно требовал от Патриарха Тихона обещанной автономии для Православной Церкви в Польше и назначения ее главой архиеп. Георгия в сане митрополита. Патриарх Тихон, освободив архиеп. Георгия от звания Экзарха, возвел его в сан митрополита, но только Варшавского, а не всея Польши и обещал поставить его над всей церковной областью лишь тогда, когда Польское правительство примет "Положение об управлении Православной Церкви в Польском государстве", составленное Патриаршим Синодом и посланное в Варшаву на рассмотрение правительства.

Такое решение Патриарха, конечно, не понравилось митр. Георгию, и он, получив на отзыв "Положение", без всякого стеснения вычеркнул из него все, что касалось прав Патриарха над автономной Церковью и оставил то, что относилось к его правам, как главы автономной Церкви. В таком искаженном виде "Положение" было разослано всем иерархам в качестве "патриаршей воли".

Этот подлог, конечно, был изобличен Преос. Елевферием и другими иерархами, верными Матери-Церкви, но митр. Георгий, пользуясь церковной смутой в России, счел данный момент благоприятным для осуществления своих замыслов и в половине мая 1922 года созвал новый Собор иерархов в Почаевской Лавре. К этому времени польские власти без всякого повода арестовали и выслали в Чехию епископа Сергия (Королева). С его устранением в составе Собора осталось всего четыре иерарха, из которых митр. Георгий, как председатель и всегда согласный с ним еп. Дионисий могли обеспечить успех любого угодного им решения.

На Почаевском соборе так и получилось; его решения стали явно клонить к установлению автокефалии. В виду этой опасности архиеп. Елевферий и еп. Владимир (Тихоницкий) оставили заседание Собора и тем прекратили его. Но, не смотря на это, митр. Георгий вместе с еп. Дионисием провели нужные им решения якобы от лица всего Собора. Они осуществили даже хиротонию своего сторонника архимандрита Александра (Иноземцева) в отсутствии двух членов Собора и против их согласия.

Спустя две недели после событий, происшедших в Почаеве, все иерархи снова были приглашены в Варшаву, где их присутствие неожиданно объявили иерархическим Собором. На этом Соборе польский премьер-министр прочел правительственную декларацию, в которой предложил иерархам учредить автокефалию Православной Церкви в Польше. Вопреки протестам Преосвященных Елевферия и Владимира, автокефалия была принята как бы волей Собора, а на другой день автокефалисты из своего же состава образовали Синод.

Недолго возглавлял митр. Георгий автокефальную Польскую Церковь. 8 февраля 1923 года он был убит Смарагдом, архимандритом-фанатиком.

Труды:

"Соборное послание Св. Апостола Иакова: Опыт исагогико-экзегетического исследования". Магистерская диссертация, Киев, 1901.

"Стигматизация" (Богословско-психологический очерк). Харьков, 1905; Калуга, 1914.

"Избрание епископов в древней Церкви". Харьков, 1906.

"Теория проф. А.П. Лебедева - о братиях Господних". Харьков, 1907.

"Индивидуалистическое миросозерцание Леонида Андреева". Харьков, 1909.

Речь при отпевании Высокопреосвящ. Антония, митр. С-Петербургского. // "Приб к "ЦВ" 1912, № 45, с. 1825.

Речь при вступлении на паству. // "Приб. к "ЦВ" 1913, № 28, с. 1305.

Поучение новопостриженному иноку Иннокентию, студенту 2-го курса СПб духовной академии (В мире Борису Дмитриевичу Тихонову) // "Рус. инок", 1913, № 11, с. 696-699.

Первый приезд в Россию восточного патриарха в 1586 г. Калуга, 1914.

Слова, поучения и речи. Калуга, 1914.

Отзыв проф. С. Зарина о словах и речах. // "Приб. к "ЦВ" 1914, № 34, с. 1532.

"Демонические болезни" (Богословско-психологический очерк). Калуга, 1914, "Христ. Чтение" 1912, июль-август, с. 774.

"Глоссолалия" (1 Кор. 14, 1-40) Богословско-психологический очерк. Калуга, 1915.

Отзыв проф. С. Зарина об этом очерке. "Приб. к "ЦВ" 1915, № 44, с. 2279.

Мораль М. Горького.

Изъяснение труднейших мест первого послания св. ап. Петра.

Толкование 2 Соборного послания ап. Петра.

Благотворительный фонд "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_1028

Фото: Д. А. Иваненко Записки и воспоминания. 1888-1908 г.г.

   

Посилання на сторінку/ссылка на страницу:

 

 

 

Хостинг от uCoz