Ахарон Реувени (Шимшилевич)

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Особистості - Р; Письменники; Народилися у Полтаві
 Версія для друку   На головну

Реувени Ахарон (Шимшилевич, 1886-1971). Родился в Полтаве. Писатель. Младший брат Бен Цви. В 1904 г. выехал в США. В 1906 г. вернулся, был в еврейской самообороне, осужден и сослан в Сибирь. В 1909 г. бежит из ссылки. Поселился в Иерусалиме, работал в газете "Ахдух". В 1924-1928 гг. работник Хистадрута. С 1929 г. отказывается от социалистических идей, порывает с рабочим движением. Автор романов "В начале сумятицы" (1920), "Последние корабли" (1923), "Среди опустения" (1925), "Печаль" (1930), "Переселение душ (1966) и др.

Коломеер Михаил Соломонович - "Люди земли Полтавской".
Книга предоставлена Полтавским городским обществом еврейской культуры

Фото - library.osu.edu/sites/users/galron.1/02050.php

   

Посилання на сторінку/ссылка на страницу:

 

 

 

Реувени Ахарон (Шимшелевич; 1886, Полтава, – 1971, Иерусалим), израильский писатель, младший брат И. Бен-Цви. Подростком вместе с братом вступил в По‘алей Цион. В 1904 г. уехал в США, работал на фабриках и стройках, начал писать рассказы на идиш. В начале революции 1905 г. хотел вернуться в Россию, но ему это удалось только в 1906 г., в разгар погромов. Вступил в еврейскую самооборону, в том же году был арестован за незаконное хранение оружия и заключен до суда в местную тюрьму. В 1908 г. был сослан в Сибирь, в 1909 г. бежал, скитался по Дальнему и Ближнему Востоку, был в Шанхае, Сингапуре, на Цейлоне, в Индии, Порт-Саиде, Стамбуле, затем снова в Порт-Саиде. Реувени не терял надежды попасть в Эрец-Исраэль и наконец в 1910 г. прибыл в Яффу с документами русского православного паломника.

Поселился в Иерусалиме, работал корреспондентом (псевдоним Н. Вагман) в газете «Ахдут» и других изданиях По‘алей Цион. В 1920 г. после арабских погромов был в составе еврейской делегации (вместе с раввином Я. Меиром и Д. Елином /см. Елин, семья/) в Лондоне на переговорах по вопросу о статусе Иерусалима и ишува. В 1924–28 гг. — работник профсоюзной федерации Хистадрута. В 1928–29 гг. выступил с резкой критикой федерации и ее лидера, идеолога рабочего движения Б. Кацнельсона. В 1929 г. Реувени порвал с рабочим движением и начал регулярно печатать статьи в изданиях правого направления (еженедельнике Объединения фермеров «Бустанай» и газетах «Доар ха-иом», «Ха-Бокер»), отвергая социализм и пропагандируя другие пути усовершенствования общества.

Все эти годы Реувени писал рассказы, сначала на идиш, а в 1923 г. перешел на иврит. И. Х. Бреннер сразу оценил творчество Реувени, переводил его ранние рассказы на иврит и содействовал публикации. На иврите Реувени написал романы о жизни и бедствиях евреев Эрец-Исраэль «Брешит ха-мевуха» («В начале сумятицы», 1920, 2-е изд. 1933), «Ха-онийот ха-АХАРОНот» («Последние корабли», 1923), «Шаммот» («Среди опустения», 1925), которые составили трилогию, вышедшую впоследствии под названием «Ад Иерушалаим» («До Иерусалима», 1954, 2-е изд. 1987). Реувени выпустил несколько книг стихов «Ал Ярден Иерихо», 1927), «Милхемет Иерушалаим» («Война за Иерусалим», Каунас, 1931), «Хамишша у-шлошим» («Тридцать пять», 1949), «Лейлот Иерушалаим» («Ночи Иерусалима», 1956), «Ковец колел» («Собрание стихов», 1965), «Ширим мединиим ве-ца‘ар ба‘алей лашон» («Политические стихи...», 1971), три сборника рассказов «Сиппурим» («Рассказы», 1928, 1951, 1954) о второй алие, а также романы «Иццавон» («Печаль», написан в 1915 г., издан с изменениями в 1930 г.; о судьбах молодых сионистов в России и об их первых шагах в Эрец-Исраэль) и «Гилгул нешамот» («Переселение душ», 1966; полуфантастический роман о попытке симбиоза души безнадежного ракового больного и тела здорового человека).

Реувени много переводил на иврит, в том числе О. де Бальзака «Отец Горио», А. Франса «Остров пингвинов», романы Э. Синклера, братьев Гонкур. Реувени известен и как автор изысканий по истории Ближнего Востока «Шивтей арав ал-гвул Эрец-Исраэль» («Арабские народы по соседству с Эрец-Исраэль», 1925), «Шем, Хам ве-Иефет» («Сим, Хам и Яфет», 1932, попытка идентификации ряда упомянутых в Библии народов), «Кадмут ха-‘иврим» («Еврейские древности», 1962), «Давид ха-мелех» («Царь Давид»,1965), «Аммей кедем» («Древние народы», 1969). Реувени интересовался политикой и социологией, написал работы «Демократия ве-тоталитаризм» («Демократия и тоталитаризм», 1940), «Джавахарлал Неру» (1945) и другие. Его литературно-критические публикации «Сифрут ва-хавай» («Литература и действительность», 1940), «Мехол Пастернак» («Хоровод вокруг Пастернака», 1959) и «Ийюн у-виккорет» («Критика», 1967) свидетельствуют о том, что Реувени не принял «новую» поэзию, как русскую (Б. Пастернак), так и на иврите (А. Шлёнский), а единственным мерилом ценности в отношении к литературе считал психологическую верность жизни.

Уже в ранних рассказах проявилось характерное для Реувени жесткое, лишенное сентиментальности отношение к действительности, которую он изображал скупо и достоверно, с точностью, близкой к натурализму, умелое построение сюжета и диалогов. Герои Реувени ведут ожесточенную борьбу за существование и, как правило, оказываются побежденными, однако автор представляет источником конфликтов не столько социальную несправедливость, сколько общечеловеческие проблемы, например, стремление выжить, столкновение личных амбиций и характера с немилосердной реальностью.

Главное произведение Реувени — трилогия «Ад Иерушалаим» (см. выше) — описывает жизнь еврейских эмигрантов из Восточной Европы в провинциальном левантийском городе Иерусалиме в годы 1-й мировой войны. Всем им приходится отказаться от былых надежд, большинство покидает город, и лишь немногие остаются. Романы трилогии объединяет общая удушливая атмосфера, в которой люди, со своими и без того ограниченными возможностями, противостоят чуждым и враждебным силам: мировой войне, политике властей. В интерпретации Реувени судьба второй алии жестока, это крах многих жизней; в романах совершенно отсутствует идеологический пафос. В первой части автор описывает молодых еврейских интеллектуалов, с их разладом в душе, неспособностью найти себе цель и применение; в центре второй — страдающий от творческого бессилия писатель, который ищет вдохновения в Эрец-Исраэль, а на самом деле остается всегда наедине с самим собой; третья часть рассказывает о закате иерусалимской семьи, о том, как ее патриархальный уклад рушится под влиянием новых веяний.

Из-за независимых политических убеждений и своеобразной эстетики Реувени оказался в стороне от бурных литературных процессов в Эрец-Исраэль и позднее в Израиле. Долгие годы его имя не было знакомо широкому читателю. Известность вновь пришла к Реувени в 1960-х гг.: о нем заговорила критика, в 1967 г. ему была присуждена премия имени А. М. Усышкина, а в 1969 г. — премия имени Х. Н. Бялика.

Электронная еврейская энциклопедия

 

Реувейни Агарон (настоящая фамилия Шимшелевич) (1886, Полтава - 1971, Иерусалим), поэт, писатель, публицист. Брат И. Бен-Цви. В 1904 г. эмигрировал в США, через два года вернулся в Россию. В 1908 г. за участие в еврейской самообороне был осужден на вечное поселение в Сибирь, в 1909 г. бежал. С 1910 г - в Эрец-Исраэле. Писал сначала на русском языке, после эмиграции - на иврите и идише. Печатал в периодических изданиях стихи, рассказы, романы, литературные эссе, переводы. В 1914 г. издал в Киеве первую книгу «Ин дулгойз» («В сумасшедшем доме»). Перевел на идиш книгу Бен-Цви «Нидхей Исраэль» («Затерянный Израиль», Нью-Йорк, 1963). Автор книг «Унтерн вант» («Под стеной», Иерусалим, 1914), «Берг ун висте» («Горы и пустыни», там же, 1915), «Киндер» («Дети», Киев, 1918), ром. «Ерушолаим ин шотн фун шверд» («Иерусалим в тени сабель», Нью-Йорк, 1963).

Мучник A.M. Євреї і Полтавщина. Історія... Імена... Долі...
Полтава: «Оріяна», 2005. Стор. 73

 

Хостинг от uCoz