Вадим Васильович Пассек

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Особистості - П; Історики, краєзнавці; Етнографи 
 Версія для друку   На головну

Пассек Вадим Васильевич (20.06[2.07].1808—25.10[6.11]. 1842), краевед, историк, фольклорист-этнограф, издатель.

Родился в Тобольске. Из старого украинского дворянского рода. В 1826 Пассек поступил на этико-политическое отделение философского факультета Московского университета. Одновременно слушал лекции др. отделений, в т. ч. словесного и физико-математического. Интерес к «векам минувшим» и литературным занятиям сблизил его с молодым проф. М. П. Погодиным, опубликовавшим в своем «Московском вестнике» историко-этнографические «Замечания о Сибири», ставшие литературным дебютом Пассека и одним из лучших очерков в ранней русско-сибирской этнографии.

По окончании университета Пассек самоотверженно работал в период эпидемии холеры. Бедствование и подвижничество москвичей, застигнутых холерой, описал в очерке «Три дня в Москве во время холеры» («Молва». 1831, № 27—29). В 1832 совершил первую поездку на Украину (включая Харьков; май — сер. окт.). Зимой 1833/34, живя в Твери (у родственников жены), общался с И. И. Лажечниковым (ставшим его «хорошим приятелем» еще до свадьбы), читал ему фрагменты будущей эссеистско-лирической книги «Путевые записки Вадима» (М., 1834).

Издание первой книги Пассека не соответствует ее жанру: это не путевые очерки, а рассуждения о народных характерах, заметки и размышления об исторических событиях, народном быте и фольклоре, поэтические раздумья о прошлом и будущем России.
Автор предстает здесь более религиозным мыслителем (склоняющимся к христианскому «пантеизму»), нежели историком и этнографом, и, подобно романтикам, стремится объединить историю с философией и поэзией. Ведущим устойчивым фактором органичности и самобытности исторического процесса он полагает национальный характер. У славян единой основной чертой характера он видит созерцательное начало («перевес внутренней жизни над внешнею» и «тишины, спокойствия над деятельностью»), которое в историческом общежитии русских проявляется в веротерпимости (в ср. с Западом), отсутствии «сильных философских партий», неумении организовать отпор насильникам. Исторические суждения Пассека ревизовали, по существу, декабристские взгляды на историю и характер русского народа и предвосхитили ряд идей славянофилов (внутренней расположенности созерцательной славянской души к восприятию христианства). Сами «записки» вызвали резкое неприятие у будущих западников — Герцена (и его кружка) и В. Г. Белинского.

Изданные Пассеком «Очерки России» (кн. 1, СПб., 1838, кн. 2—4. М., 1840; кн. 5. М., 1842) положили начало разностороннему изучению народного быта, исторических памятников, фольклора, этнографии, экономики и природы России, всех ее народностей. Среди ее авторов — Вельтман, Т. Пассек, Срезневский, этнограф и поэт А. Л. Метлинский. Согласно собственному предисловию, издатель преследовал и научные, и просветительские, и воспитательные цели: сосредоточить «знания, приобретенные более опытом… нежели выведенные из умозрения», «завлечь» к наблюдению всего отечественного и «развить… верным знанием горячее чувство любви к Отечеству и благоговение к его великой судьбе» (кн. 1). Самому Пассеку принадлежал целый ряд значительных очерков: «Киево-Печерская обитель», «Праздник Купалы» (кн. 1), «Отрывки из путешествия по Крыму» (кн. 2, 4), «Малороссийские святки» (кн. 3), «Окрестности Переяславля» (кн. 4), «Простонародные средства лечения» (кн. 3, 4), «Веснянки» (кн. 5) и др. В сборнике помещено немало литографий мастеров 20—40-х; ок. трети литографий по рисункам Пассека.

Особое одобрение критики (за полноту сведений и легкость языка) заслужила вобравшая монастырские рукописные материалы книга Пассека «Историческое описание Московского Симонова монастыря» (М., 1843).

Пассек записывал народные песни (вошли в собрание народных песен Н. В. Гоголя), вел обширную переписку. По духовному складу и некоторым идеям Пассек явился предшественником славянофилов. В его работах просматриваются историко-романтические концепции; в истолковании главной проблемы — народности — первостепенным определителем для него стали религиозные верования; при этом в Православной церкви он особо выявляет те устои, которые служат лучшему выражению «славянской души».

Ист.: Свящ. Афанасий (Гиляров), Розин Н. П. // Русские писатели 1800—1917. Биографический словарь. М., 1999.

http://rusinst.ru/articletext.asp?rzd=0&id=4861&tm=5

Рисунок: http://www.mj.rusk.ru/show.php?idar=801447

   

Посилання на сторінку/ссылка на страницу:

 Садиба І. П. Котляревського

 

 

 

 

Хостинг от uCoz