Михаїл (Михайло Михайлович Грибановський)

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Особистості - Г; Особистості - М; Релігійні діячі; Єпископи
 Версія для друку   На головну

Михаил (Михаил Михайлович Грибановский), еп. (1856—98), рус. правосл. духовный писатель. Род. в семье протоиерея г. Елатьмы, Тамбовской губ. Окончил СПб. ДА (1884). На последнем курсе академии принял постриг и через неск. месяцев был рукоположен в иеромонаха. В 1887 защитил магистерскую диссертацию и стал инспектором академии с возведением в сан архимандрита. В 1890 был направлен в Грецию, где в течение 4 лет служил в посольской церкви. Хиротонисан во еп. Прилукского, викария Полтавской епархии (1894). По состоянию здоровья был переведен сначала в Тульскую епархию (1895), затем в Крым. Скончался, будучи еп. Таврическим и Симферопольским.

Еще находясь в Афинах, М. начал свой ставший знаменитым труд "Над Евангелием" ("Полтавские ЕВ": наиб. полное 3-е изд.: Полтава, 1911). Книга представляет собой не последовательное толкование Евангелия, а цикл свободных эссе, близких по жанру к *гомилетической экзегезе. Труд этот написан как свидетельство веры, к-рая черпает из Писания глаголы жизни вечной. Такой подход автор сознательно противопоставляет "внешнему изучению" Библии. По словам М., "превращение боговдохновенных записей, врученных верующему духу Церкви, в простые исторические письменные памятники, подлежащие критике даже вполне неверующего человека, — это прямой признак церковного умирания".

— Мануил. РПИ, т. 4, с. 381—84; Теплов В., Памяти преосвящ. Михаила, еп. Таврического и Симферопольского, ЖМП, 1958, № 12 (там же указаны прочие труды М.). 

  А. Мень. Библиологический словарь: В 3 т.
 — М.: Фонд имени Александра Меня. — 2002.
http://slovari.yandex.ru/dict/men/article/me2/me2-0275.htm

   

Посилання на сторінку/ссылка на страницу:

 

 

 

 

Михаил (Грибановский Михаил Михайлович) (02.11.1856 - 19.08.1898). Русская Православная Церковь, епископ.

Родился 2 ноября ст./ст. в 1856 году в семье протоиерея гор. Елатьмы, Тамбовской губернии.

По окончании Тамбовской семинарии в 1880 году поступил в СПБ духовную академию, где 14 января 1884 года был пострижен в монашество, 29 января - рукоположен в монашество, 8 мая - во иеромонаха.

В этом же году окончил академию со степенью кандидата богословия.

15 августа назначен исполняющим должность доцента СПБ духовной академии.

29 апреля 1887 г. - и. д. инспектора той же академии.

5 апреля 1888 года удостоен степени магистра богословия.

10 апреля 1888 года возведен в сан архимандрита, а 1 декабря утвержден в должности инспектора академии.

С 27 августа 1890 года - настоятель посольской церкви в Афинах.

6 августа 1894 года хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии.

С 30 ноября 1895 г. - епископ Каширский, викарий Тульской епархии.

С 19 января 1897 г. - епископ Таврический и Симферопольский.

Скончался 19 августа 1898 года 42 лет в Крыму от туберкулеза. Перед кончиной приобщился Св. Таин и пособоровался.

Известный духовный писатель.

По натуре был искренний, простой, добрый, умный и своим обаятельным образом, даже людей противоположного миросозерцания привлекал к себе неотразимо. Верил он глубоко и убежденно, и вера его действовала неотразимо и на молившихся с ним в церкви и на его собеседников. Его чудная служба в церкви, где каждое слово произносилось им ясно и внятно, с теплым чувством, глубокой верой, привлекала толпы. Беседовать же с ним, слышать его умную, искренне убежденную речь - было истинное счастье. Он сумел, несмотря на свой высокий сан, не оттолкнуть от себя даже и самых слабых в вере. Он был доступен для всякого.

Простой, обходительный, ласковый, он глядел на каждого своим кроткими карими проникновенными глазами и, казалось, видел душу собеседника. Каждый находил у него доброе слово, умный совет; а близость его, общение с ним приближало душу к Богу. И не тем он действовал благотворно, что навязывал кому-нибудь веру, что желал во что бы то ни стало учить, нет, еще сам того не сознавая, человек начинал близ него чувствовать, что самое существенное проявление веры - любовь к людям: такая уж атмосфера любви, всепрощения к людям царила около него. Говорил он просто, тихо, сердечно, и кто имел счастье беседовать с ним, тот всегда уносил в своем сердце тихое, теплое чувство: земные тревоги и заботы уходили куда-то прочь.

И тем действительнее был его пример, тем глубже западали его слова, что рядом с горячей, неотразимой верой, рядом со смирением и кротким сердцем, с живым интересом к человеку - он соединял глубокий, пытливый ум и солидное образование. Несомненно, преосв. Михаил был одним из образованнейших людей того времени.

Глубокий знаток Священного Писания, он последние годы с любовью и усидчивым прилежанием работал над обширным трудом о синхронизме евангельских событий, который должен был бы явить его огромную научную эрудицию и проникнутое истинной верой понимание духа и смысла Евангелия. Установить точку зрения истинного христианина, согласную с откровением Христа, и твердо держаться ее при рассмотрении и уяснении научных вопросов и положений - это было всегдашним неуклонным стремлением его. Особенно интересовался он философией и углублялся в исследование самых отвлеченных вопросов. Его кандидатская диссертация написана на тему о философии Гераклита Ефесского, а в магистерской, об "Истине бытия Божия", он, исходя из осторожного и умелого разбора философских положений Канта, искусно и смело указывает и исправляет его ошибку. Но его интерес не ограничивался богословием и философией; всякое движение в любой науке, не противоречившее учению Христа, интересовало и радовало его. Классическая философия и мифология, история и археология, физика и математика, физиология, медицина, явления спиритизма и ясновидения - одинаково интересовали его. Во всем хотел он быть одинаково осведомленным. Но особенной его любовью из наук пользовалась астрономия. С какой радостью углублялся он в изучение звездного мира, с каким восторгом часами созерцал он, в безлунные великолепные южные ночи, красоты неба.

Но и жизнь человеческая привлекала его внимание не менее законов природы и научных открытий. Литературу классическую и современную русскую и иностранную знал он, как немногие, особенно же любил Достоевского. В литературе, как в зеркале, изучал он живого человека. Проницательный ум его, верно направленный познанием Бога, обогащенный солидными знаниями по разнообразным отраслям наук, всегда подсказывал ему разумное, ясное решение по многообразным жизненным вопросам.

Труды:

Речь, произнесенная перед защитой диссертации на степень магистра богословия: "Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью. Истина бытия Божия", 3 апреля 1888 года. (Магистерская диссертация). СПБ, 1888, "Христ. Чтен.", 1888, т. I, с. 727.

Из писем к прот. А.К.Смирнопуло за время с 1887 по 1896 гг. "Христ. Чтен." 1898, т. II, с. 689.

"Над Евангелием". СПБ, 1896, изд. III. Полтава, 1911, СПБ, 1911.

Отзыв на труд С.Р. см. "Христ. Чтен.", 1898, т. II, с. 752.

"Над Евангелием". "Воскресная ночь". СПБ, 1898.

"Лекция по введению в круг богословских наук". Казань, 1899.

Письма (архп. Михаила Грибановского к нынешнему архиепископу Волынскому Антонию (Храповицкому). Симферополь, 1910.

Pis'ma Episkopa Michaila Tavriceakogo (o. Antoniju Chrapovickomu), in: Nadezda, vyp. 7 (1980) 150-205.

Благотворительный фонд "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_7167

   

Хостинг от uCoz