Клара Степанівна Лучко

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Особистості - Л; Діячі кіно; Навчалися у Полтаві
 Версія для друку   На головну

Лучко Клара Степановна (1925—2005). Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР

Родилась 1 июля 1925 года в украинском селе Чутове. Отец Клары Лучко — Степан Григорьевич, был человеком мягким, интеллигентным от природы, отмеченным удивительной душевной чистотой. Многие черты его характера передались дочери. Он очень любил дочь и, конечно, гордился ее актерскими успехами. Мать — Лучко Анна Ивановна, трудолюбивая, умная, волевая женщина со свойственным украинцам мягким чувством юмора. Муж — Мамлеев Дмитрий Федорович (1928 г. рожд.). Дочь — Лукьянова Оксана (1957 г. рожд.). Внук — Саша.

В детстве Клара Лучко не помышляла о сценической карьере, не мечтала, как многие ее сверстницы, стать "звездой экрана". Жила детскими радостями и заботами. Любила закаты, свежесть зорь, просторы полей, первый весенний дождик, солнечную яркость лета, золотистую щедрость осени, первый снежок зимы. Девочка как девочка...

Вскоре семья Лучко переехала в Полтаву. Здесь Клара училась в украинской школе. Когда началась война, она окончила 7-й класс. Семья Лучко эвакуировалась в Среднюю Азию. Тут Клара окончила десятилетку и поступила на актерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, эвакуированного тогда в Алма-Ату. Занималась в мастерской преподавателей ВГИКа В. Бибикова и О. Пыжовой.

После возвращения ВГИКа в Москву Лучко продолжила учебу в мастерской замечательного мастера кино С. А. Герасимова. Школа Герасимова, вспоминает Клара Степановна, очень многое давала актеру, "он учил нас играть не себя, а характеры, вникнуть в существо героя, жить в образе". Однако Клара Лучко долгое время не проявляла в учебных работах своего дарования. Ее не называли ни "талантливой", ни "одаренной". Но в то же время обратили внимание на особенность будущей актрисы: ее не привлекают тонкие, нежные, мягкие акварельные краски в рисунке образа героя, ее творческой манере ближе характеры определенные, судьбы необычные, сложные — такие, которые можно рисовать яркими красками, сочными мазками, используя разнообразные тона цветовой гаммы. Чтобы раскрыться в образе, надо любить его или ненавидеть, надо, чтобы в самом характере героя, его поведении было нечто достойное любви или ненависти. Именно психологическая насыщенность героя позволяет артисту раскрыть процесс становления и развития его характера. Таково творческое кредо артистки.

Первой работой в кино стала дипломная роль тетушки Марины в фильме "Молодая гвардия" (1948). Она получила отличную оценку. Затем последовали неудачи в фильмах "Три встречи" и "Родина капитана". Такое начало разочаровало молодую актрису, она всерьез задумалась об уходе из кино. Но в эту пору ее заметил и пригласил сниматься режиссер И. Пырьев. Работая над ролью Даши Шелест в картине "Кубанские казаки" (1950), Клара Лучко воспрянула духом. Работа над этим характером раскрыла актрисе творческую привлекательность киноискусства и дала стимул к дальнейшим поискам.

После "Кубанских казаков" Лучко узнала вся страна. Ее часто приглашали самые крупные режиссеры — Сергей Герасимов, Всеволод Пудовкин, Иосиф Хейфиц. За годы творческой жизни Клара Степановна снялась во многих фильмах, ставших классикой советского кино. Среди наиболее известных работ артистки роли в фильмах "Донецкие шахтеры" (1951), "Возвращение Василия Бортникова" (1953), "Большая семья" (1954), "Двенадцатая ночь" (1955), "Рядом с нами" (1957), "Красные листья" (1958), "Снежная сказка" (1959), "В твоих руках жизнь" (1959), "На семи ветрах" (1962), "Государственный преступник" (1964). В этих фильмах судьба свела Клару Степановну с такими замечательными актерами, как Василий Меркурьев, Михаил Яншин, Павел Кадочников, Лариса Лужина, Алла Ларионова, Екатерина Савинова, Валентин Зубков. Актерское ремесло давалось не просто. Съемки в кино Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактера.

В те годы жизнь щедро одаривала актрису успехом, поклонением, личным счастьем. Казалось, все складывалось так, как принято считать в улыбчивой актерской судьбе. Она уверенно вступила на путь "звезды". Но в 1960-е годы Клару Лучко постигла личная драма. Неожиданно умер муж — блестящий актер Сергей Лукьянов. Одиночество. Тревога за маленькую дочь. Неопределенность в делах актерских. После блестящего успеха в кино наступило безвременье. Но Лучко ни от чего не отказывалась и настойчиво продолжала работу. Она считала, что актерская профессия требует постоянного тренажа, чтобы оставаться в творческой форме и быть готовой, возможно, к главной роли в жизни. И тут судьба и творчество становятся неразделимы.

Когда смотришь работы актрисы, убеждаешься в ее профессиональной добросовестности. Убеждаешься, что таланту всегда сопутствует и мастерство. Это давалось не сразу, накапливалось от фильма к фильму. Для многих актрис переход на возрастные роли происходит мучительно. К счастью, это не коснулось Лучко. Именно в последние годы Клара Лучко сыграла свои лучшие роли. Кинематограф заново открывал зрителям актрису, а актриса представала мудрым мастером, которому есть что сказать публике.

В активе актрисы роли в фильмах "Опекун" (1970), "Цыган" (1979), "Мы, нижеподписавшиеся" (1980), "Бедная Маша" (1981), "Карнавал" (1981), "Ларец Марии Медичи" (1981), "Тревожное воскресенье" (1983) и др. Наряду с актерской работой К. С. Лучко работала в Университете культуры, в Комитете советских женщин, в Правлении общества "СССР — Австралия", в актерской секции Союза работников кинематографии СССР. Часто встречалась со зрителями. Она неоднократно представляла советское киноискусство на фестивалях, в творческих поездках побывала во многих странах мира, встречалась с всемирно известными людьми: премьер-министром Индии Джавахарлалом Неру, известным художником Пабло Пикассо, знаменитым певцом Полем Робсоном.

К. С. Лучко — народная артистка СССР, лауреат Государственной премии СССР, награждена орденом "Знак Почета", дипломами "Человек года" (1965) "Женщина мира" (1996, США).

Скончалась в Москве 26 марта 2005 года.

http://slovari.yandex.ru/dict/who-is-who/article/cult/cul1-115.htm

   

Посилання на сторінку/ссылка на страницу:

 

 

 

 

Хостинг от uCoz