Гавриїл (Бандулеску-Бодоні Григорій Григорович)

19 декабря 2010 года исполнилось 170 лет со дня основания Петровского Полтавского кадетского корпуса.

Все выпускники в новой версии сайта.

 

Меню: Особистості - БОсобистості - Г; Освітяни; Релігійні діячі; Єпископи
 Версія для друку   На головну

Гавриил (Бандулеску-Бодони Григорий Григорьевич) (1746 - 30.03.1821). Русская Православная Церковь, митрополит.

Родился в 1746 году в г. Быстрице в Трансильвании.

Происходил из древней почетной молдавской фамилии, по национальности - румын. Отец его был дворянином.

Первоначальное образование Григорий получил в Быстрицком училище, затем в Седмиградской нормальной школе, где изучил латинский и славянский языки.

Для усовершенствования образования он посетил училища разных венгерских городов.
В 1771 году Григорий поступил в Киевскую духовную академию, где в течение двух лет изучал богословские науки.

Получив образование, он снова отправился в Молдавию, чтобы послужить своему народу. Но чувствуя недостаточное знание греческого языка, который был в то время господствующим в Молдавии, Григорий отправился в Грецию. Здесь он пробыл три года, посетил высшие греческие школы и в 1776 году возвратился на родину.

По возвращении он был определен учителем в город Носауде. С этого времени началась его педагогическая деятельность.

Через год Григорий переехал в Яссы, где был назначен на должность учителя латинского языка в княжеском училище.

Спустя два года с рекомендацией митрополита Гавриила (Калимаха) Григорий отправился в Константинополь. Здесь он принял монашество с именем Гавриила и поступил в Училище на острове Патмос, где в совершенстве овладел греческим, а также французским языками.

По возвращении в Яссы был назначен учителем греческого языка в княжеском училище.

31 августа 1781 года митрополит Гавриил (Калимах) рукоположил монаха Гавриила во иеродиакона, а 1 сентября - во иеромонаха и назначил его проповедником слова Божия на греческом и молдавском языках в Ясской митрополии. Должность эту он занимал недолго.

По приглашению архиепископа Славяно-Херсонского Никифора (Феотоки) иером. Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлена должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии.

Через год иером. Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимах[ом ?]) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру. Но это предложение не было принято, поэтому в 1787 году архим. Гавриил приехал в Россию. Он обратился к епископу Екатеринославской епархии Амвросию с просьбой предоставить ему (Гавриилу) любую должность в семинарии.
17 января 1788 года, по разрешению Св. Синода, еп. Амвросий предоставил архим. Гавриилу должность ректора Екатеринославской семинарии и преподавателя греческого языка.

26 декабря 1791 года архим. Гавриил был хиротонисан в Яссах во епископа Бендерского и Белградского, викария Молдовлахийской митрополии архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами.

В 1792 году в связи со сложившейся в Молдавии политической обстановкой, когда по заключенному соглашению между Турцией и Россией Молдавия и Валахия должны были [подчиниться ?] в церковном отношении Константинопольскому патриарху, целесообразно было иметь во главе Молдовлахийской митрополии человека, хорошо известного и преданного. Таким явился еп. Гавриил (Банулеско).

11 февраля 1792 года он был возведен в сан митрополита Молдо-Валахии. Но это служение продолжалось недолго.

19 июня 1792 года за отказ отречься от Молдовлахийской кафедры митр. Гавриил был арестован и отправлен в Константинополь, где находился под стражей в течение четырех месяцев. Затем, по требованию русского правительства, был освобожден и прибыл в Россию.

10 мая 1793 года митр. Гавриил был назначен Екатеринославским и Херсоно-Таврическим с местопребыванием в г. Полтаве.

В 1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринославля в Новороссийск, Екатеринославский митрополит стал именоваться Новороссийским и Днепропетровским с местопребыванием в городе Новомиргороде.

В период управления Екатеринославской (Новороссийской) епархией митр. Гавриил заботился о построении церквей в своей епархии, о благоустройстве семинарии, о повышении умственного и нравственного уровня духовенства, стремился к поднятию духа монашеской жизни в монастырях, организовал сбор пожертвований в пользу детей, обучающихся в семинарии.

Ко времени пребывания митр. Гавриила на Екатеринославской кафедре относится основание города Одессы (по его благословению) и закладка в новом городе четырех церквей.

29 сентября 1799 года митр. Гавриил был назначен на Киевскую кафедру.

7 апреля 1801 года он определен членом Св. Синода и награжден орденом Андрея Первозванного.

Киевской митрополией Гавриил управлял в течение четырех лет, а затем 21 августа 1803 года, согласно его прошению, был уволен на покой с местопребыванием в г. Одессе. Истинные причины увольнения неизвестны.

В 1805 году митрополит из Одессы перехал в Дубосары, где прожил еще четыре года на покое.

В 1808 году он был назначен вновь членом Св. Синода и экзархом Молдавии, Валахии и Бессарабии с местопребыванием в г. Яссах.

Видя несовершенство и неустройство церковной жизни во вверенной ему митрополии, митр. Гавриил стал заводить порядки, существовавшие в русских православных церквах.

По его предложению в духовных училищах стали изучать русский язык.

Он добился от правительства распоряжения местным гражданским властям не вмешиваться в дела церковного управления.

Одной из важных забот митр. Гавриила в это время было упорядочение управления местными монастырями. На основании Указа Св. Синода все монастыри были подчинены экзарху, и он занялся наведением в них законных порядков.

Для доклада о проделанной работе митрополиту Гавриилу, по его просьбе, было разрешено в 1811 году прибыть в С.-Петербург. Здесь ему было оказано особое внимание.

Он изложил Св. Синоду все нужды Молдовлахийской Церкви и внес на рассмотрение свой план дальнейшего церковного благоустройства. Большинство из его предложений были приняты, часть - отклонены или изменены.

Но осуществить эти мероприятия митрополиту Гавриилу не удалось, так как по заключенному 16 мая 1812 года миру России с Турцией Молдавия и Валахия отошли к Турции, Бессарабия присоединилась к России.

Митр. Гавриил со всем своим штатом выехал в Бессарабию и поселился в г. Кишиневе. Здесь ему было поручено составить план образования новой Заднестровской епархии.
Новая епархия, по его предложению, стала называться Кишиневской и Хотинской и ей был присвоен титул митрополии и экзархии.

21 августа 1813 года Св. Синод утвердил новую епархию, и митр. Гавриил со свойственной ему энергией принялся за строительство церквей, митрополичьего дома и здания для семинарии. Причем недостающую сумму для окончания строительства семинарии он восполнил своими собственными средствами.

Вместе со строительством митрополит занимался наведением порядка в административном управлении епархией, уделял внимание образованию духовенства, наставляя его достойно проходить свое служение.

Для подготовки служащих гражданских учреждений в 1816 году митр. Гавриилом при семинарии был открыт "благородный пансион", который до 1834 года заменял областную гимназию.

Не забывал митрополит и о религиозно-нравственном воспитании своей паствы. Первым средством к просвещению паствы было строительство храмов. При митр. Гаврииле в Кишиневской епархии было начато и большей частью окончено строительство около двухсот церквей. Во все церкви были разосланы краткие катехизические поучения на молдавском языке, которые должны были читаться во все воскресные и праздничные дни. Кроме этих поучений священники, окончившие семинарию, должны были произносить проповеди собственного сочинения.

Митрополит принял серьезные меры к поднятию нравственного и умственного уровня священнослужителей, повел борьбу против бродяжничества, пьянства и других пороков, господствовавших среди молдавского духовенства.

Решительно выступил митр. Гавриил за то, чтобы в воскресные дни были прекращены ярмарки, стремясь тем самым устранить одно из важных препятствий к религиозно-нравственному просвещению бессарабской паствы.

По ходатайству митр. Гавриила в 1814 году была открыта бессарабская типография, в которой печатались книги, необходимые для богослужений, а также для поучения и наставления как духовенства, так и всего православного народа.

Занимаясь благоустройством церковным, митр. Гавриил принимал участие и в гражданских делах.

В то время различные злонамеренные люди смущали жителей Бессарабии ложными слухами; настраивая их против России, они убеждали народ переселяться из России за реки Прут и Дунай. Митрополит своим обращением к народу опроверг смущавшие людей слухи, а у русского правительства получил подтверждение о том, что Бессарабия имеет свое гражданское самоуправление, чем сохранил и укрепил союз России с Бессарабией.

За семь с половиной лет управления Кишиневской епархией митрополит Гавриил достиг больших успехов. Ни одна сторона жизни Бессарабской Церкви не оставлена им без внимания. Все намеченные планы к благоустроению паствы приводились им в исполнение, несмотря на встречавшиеся препятствия.

Успеху его деятельности способствовало то, что он умел подбирать себе помощников, которых располагал к себе своей ласковостью, простотой и прямотой в обращении.

На 75 году жизни митр. Гавриил почувствовал физическую слабость и почти все управление епархией передал своему викарию епископу Димитрию. Сам же с 1819 года начал готовиться к отшествию в другой мир. Он поспешил закончить в Киприановском монастыре постройку храма в честь Успения Божией Матери, сам присутствовал при его освящении и указал место своего погребения.

Чувствуя приближение кончины, митрополит вызвал к себе своих родных.

26 марта 1821 года митр. Гавриил сильно заболел, а уже 30 марта в 8 часов утра скончался.

Тело почившего митрополита, по его завещанию, было погребено в Киприановском монастыре.

Как передают современники, митр. Гавриил в обращении с подчиненными своими руководствовался "терпением", и если случалось нарушить его, сейчас же раскаивался и просил прощения у самого последнего из своих подчиненных. Он сам говорил приближенным своим: "Я во всю мою жизнь старался всегда делать добро более тем, кои наносили мне какую-либо обиду или оскорбление". Причем сам признавался, что иногда мог не спать целую ночь, если ему казалось, что каким-то словом он обидел человека, и не успокаивался до тех пор, пока на деле не доказывал ему своей любви и расположения.

Благотворительный фонд "Русское Православие"
http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_745

   

Посилання на сторінку/ссылка на страницу:

 Полтава. Історична довідка

 Хрестоздвиженський монастир

 

 

 

Хостинг от uCoz